Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Научные мемуары :: Кузнецов Б. Г. - Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 362
 <<-
 
степени, чем другие теории, объясняет устройство и развитие мира исходя из 
единых универсальных закономерностей бытия. Но для Эйнштейна это значит, что 
теория ближе подходит к объективному ratio Вселенной.

Формально критерий внутреннего совершенства очень близок к критерию 
математического изящества в том виде, в каком его определял Пуанкаре. Последний 

называл изящным математическое построение, позволяющее вывести наибольшее число 

положений из наименьшего числа посылок. Он сравнивал такое построение с 
античной 
колоннадой, легко и естественно несущей на себе фронтон. Действительно, в 
архитектуре (прежде всего в античной) наиболее отчетливо выражается 
однозначность решения: из большого числа возможных архитектурных форм лишь одна 

соответствует минимальному числу дополнительных опор, лишь одна решает 
статическую задачу, минимально дополняя основной замысел сооружения. Она и 
является самой изящной.

У Эйнштейна критерий внутреннего совершенства шире указанного требования 
минимального числа дополнительных опор. Такое требование - только одна из 
компонент внутреннего совершенства. Но суть дела не в этом. У Эйнштейна 
математическое изящество приобретает гносеологический смысл: изящество теории 
отражает ее близость к действительному миру.

78

Теория относительности оказалась, как мы увидим, наиболее изящной концепцией из 

числа концепций, выдвинутых для объяснения электродинамических и оптических 
фактов. Теоретические построения Эйнштейна отличаются большим изяществом. При 
изложении теоретической физики Эйнштейн, вслед за Больцманом, советовал 
"оставить изящество портным и сапожникам". Но этот совет относился к изложению, 

и "изящество" здесь понималось по-иному. При выборе научной теории из числа 
многих теорий, соответствующих наблюдениям (наблюдения, согласно Эйнштейну, не 
определяют теории однозначным образом), сознание действует активно и исходит из 

критериев внутреннего совершенства, в частности из максимального изящества 
теории, из минимального числа ее независимых посылок.

Как только Эйнштейн подходит к ответу на вопрос, в чем же ценность изящества, 
минимального числа независимых посылок и т.д., сразу становится ясной грань 
между эпистемологическими позициями Эйнштейна и Пуанкаре. Для Пуанкаре критерий 

изящества последний, изящество отнюдь не рассматривается как некий результат 
или 
симптом более глубоких свойств теории. Для Эйнштейна изящество - симптом 
достоверности, объективной достоверности теории, т.е. свойства, которое вообще 
не может фигурировать в концепциях априорного или конвенционального 
происхождения науки.

Теории, исходящие из наименьшего числа посылок, ближе к действительности, 
потому 
что мир представляет собой единую систему тел, поведение которых взаимно 
обусловлено, потому что в мире нет оборванных концов причинной цепи, с которых 
нужно начинать анализ, нет звеньев, относительно которых нельзя спросить 
"почему", и приходится их брать как исходные, самостоятельные, независимые. 
Отсутствие таких звеньев, единство мира, универсальный, всеобъемлющий характер 
единой цепи причин и следствий - в этом причина онтологической ценности изящных 

теорий. Они исходят из наименьшего числа независимых постулатов и поэтому ближе 

других к реальному единству мира, отражают его наиболее адекватным образом. 
Упорядоченность, регулярность, рациональность, детерминированность мира - его 
объективные свойства. Они - не априорная рамка познания, в которую укладываются 

восприятия, а являются объективными закономерностями, что бы об этом ни думали 
сторонники априорного происхождения научных понятий и законов. Когда теория 
выводит свои понятия из наименьшего числа исходных закономерностей, она 
приближается к реальному единству Вселенной.

79

Это реальное единство проявляется в сохранении некоторых соотношений при 
переходе из одной точки пространства в другую и от одного момента времени к 
другому. Именно эта неизменность законов бытия, независимость их действия от 
смещений в пространстве и времени была исходной идеей на пути, приведшем к 
теории относительности. "Внутреннее совершенство" теории означает ее близость к 

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 362
 <<-