|
Объясняя такую аберрацию научной мысли, Эйнштейн снова ссылается на свой
исходный тезис: понятия сами по себе, логически не следуют из опыта. Этот тезис
был обычным выводом из историко-научных экскурсов Эйнштейна.
В одном из писем Соловину Эйнштейн высказал этот тезис чрезвычайно прозрачным
образом и при этом пошел далеко вперед по сравнению со всеми предыдущими
формулировками [9].
9 См.: Lettres a Solovine, 129.
"Строго говоря, - пишет Эйнштейн, - нельзя сводить геометрию к "твердым" телам,
которые ведь не существуют. Твердые тола нельзя считать бесконечно делимыми.
Это
нужно учитывать".
Здесь Эйнштейн констатирует, что тела, состоящие из атомов, не могут быть
точным
прообразом геометрических фигур: вершины их углов не совпадают с точками, грани
- с плоскостями и т.д., а с позиций волновой теории света луч по может быть
прообразом прямой. Отсюда уже вытекает соблазн считать геометрические понятия
условными или априорными, независимыми от результатов физического эксперимента
и
поэтому незыблемыми. Но Эйнштейн прибавляет еще одно соображение. Оно относится
к измерению пространственных расстояний и, в частности, к определению положений
тел. Мы пользуемся для этого линейками и совмещаем материальные точки,
расстояние между которыми требуется определить, с другими точками, расстояние
между которыми уже определено. Но если это материальные точки, то нельзя
абсолютно игнорировать воздействие линейки на измеряемое тело. Подобное
обстоятельство, как можно думать, имел в виду Эйнштейн в строках, которые
следуют за приведенными:
"Аналогичным образом нельзя утверждать, что тела, с помощью которых мы измеряем
предметы, не воздействуют на эти предметы. Подобное утверждение не является
строгим и само по себе не оправданно".
Это замечание придется потом вспомнить в связи с эйнштейновской позицией в
отношении квантовой механики. За ним следует вывод:
69
"Поистине никогда и ни при каких условиях понятия не могут быть логическими
производными ощущений. Но дидактические и эвристические цели делают такое
представление неизбежным. Мораль: если вовсе не грешить против разума, нельзя
вообще ни к чему прийти. Иначе говоря, нельзя построить дом или мост, если не
пользоваться строительными лесами, которые, конечно, не являются частью
сооружения".
Вывод, несколько неожиданный для последователя великих рационалистов XVII-XVIII
вв. Они были твердо убеждены: грешить против разума - значит грешить против
истины. Все дело в том, что Эйнштейн был не столько последователем, сколько
преемником Декарта и Спинозы. Он знал этих мыслителей, но он также знал Гёте с
его "теория, друг мой, сера, но зелено вечное дерево жизни". Эйнштейн знал, что
непосредственные впечатления бытия преображаются в абстрактные понятия теории
сложным путем, включающим игнорирование некоторых сторон реальности. Высшее
выражение "безгрешного" рационализма - всеведущее существо Лапласа, знающее
положения и скорости всех частиц Вселенной, для рационалистов XVII в. было
будущим их концепции, а для рационалистов XIX-XX вв.- прошлым.
Как бы то ни было, в XIX в. с его установившимися атомистическими
представлениями о веществе и волновыми представлениями о свете природа уже не
была прикладной геометрией. Отсюда сделали вывод, что геометрия - это не
абстрактно выраженная природа, и дошли до априорности геометрии либо до ее
условности.
Болезни роста излечиваются дальнейшим ростом. Иллюзии априорности и условности
геометрии исчезли с дальнейшим развитием аксиоматизации и с дальнейшим
развитием
представлений о физических прообразах геометрии.
Прежде всего в геометрии выросли большие, разветвленные системы, которые
|
|