|
деятельности. Если труд Евклида не смог зажечь ваш юношеский энтузиазм, то вы
не
рождены быть теоретиком".
Вслед за апофеозом логики у Эйнштейна идет апофеоз эмпирии: "Все, что мы знаем
о
реальности, исходит из опыта и завершается им". Эта формула - эпиграф настоящей
главы - ни в малейшей степени не ограничена замечаниями Эйнштейна о мысли,
свободно создающей логические конструкции. Как же сочетается царство эмпирии с
царством созидающего разума? "Если опыт - альфа и омега нашего знания, какова
тогда роль разума в науке?" - спрашивает Эйнштейн.
Физика, по словам Эйнштейна, должна включать исходные понятия, далее - законы,
в
которых фигурируют понятия, и, наконец, вытекающие из указанных законов
утверждения. Такие утверждения должны соответствовать опыту.
Здесь справедливо точно то же, что и в геометрии Евклида, но там
фундаментальные
законы называются аксиомами и не возникает требования, чтобы выводы
соответствовали какому-либо опыту. Если, однако, евклидову геометрию
рассматривают как науку о возможности взаимного расположения реальных твердых
тел, т.е. если ее трактуют как физическую науку, не абстрагируясь от ее
первоначального эмпирического содержания, то логическое сходство геометрии и
теоретической физики становится полным.
С подобной точки зрения - она последовательно и систематически проводилась в
физике и в геометрии, начиная с теории относительности Эйнштейна, - геометрия
свободно, без оглядки на эксперимент конструирует сложную систему логически
безупречных выводов. Но эмпирия - и только она одна - придает этим конструкциям
физический смысл. Именно так следует понимать слова Эйнштейна о творческой,
конструктивной функции математических понятий и методов в физике и об их
способности приблизиться к реальности.
65
"Опыт остается, конечно, единственным критерием возможности применения
математических конструкций в физике, но именно в математике содержится
действительно творческий принцип. С подобной точки зрения я считаю правильным
убеждение древних: чистая мысль способна постичь реальное".
Те же мысли, но в несколько ином аспекте Эйнштейн изложил в статье "Проблема
пространства, эфира и поля в физике" [7].
Указанная статья позволяет еще точнее представить взгляды Эйнштейна на
соотношение математических и экспериментальных корней физической теории.
Эйнштейн сопоставляет, с одной стороны, логический анализ с его высокой
достоверностью и полной неспособностью сообщить своим конструкциям физический
смысл и, с другой стороны, эмпирические источники знания.
Эйнштейн иллюстрирует соотношение этих составляющих науки следующим примером:
"Некий археолог, принадлежащий цивилизации будущих веков, находит курс
евклидовой геометрии без чертежей. Он сможет разобраться в том, как применяются
слова: точка, прямая, плоскость в различных теоремах; он поймет, как из одной
теоремы выводится другая, и даже сможет сам найти по усвоенным правилам новую
теорему. Но теоремы останутся для него игрой слов, ему недоступна операция,
которую можно выразить словами "представить себе нечто", применительно к
терминам: точка, прямая, плоскость и т.д..."
Что значит "представить себе нечто", когда речь идет о точке, прямой,
плоскости?
Эйнштейн разъясняет, что подобное представление означает возможность опыта и
наблюдения. Археолог, нашедший курс евклидовой геометрии, должен произвести
опыты в надежде, что некоторые наблюдения будут соответствовать прочитанным в
книге и пока еще бессодержательным словам.
66
В 1926 г. Эйнштейн изложил общую концепцию связи между геометрией и физикой в
статье "Неевклидова геометрия и физика" [8]. Здесь схема генезиса новой
геометрии и теории относительности обобщена в историческом плане. Наука в своем
филогенетическом развитии прошла тот же цикл, что и Эйнштейн в своем
индивидуальном развитии. Эйнштейн, разумеется, лишь ретроспективно, после
создания теории относительности, мог четко сформулировать общую концепцию
|
|