|
другим понятий служит эмоциональным базисом достаточно неопределенной игры с
упомянутыми выше элементами мышления. Психологически эта комбинационная игра
является существенной стороной продуктивного мышления. Ее значение основано
прежде всего на некоторой связи между комбинируемыми образами и логическими
конструкциями, которые можно представить с помощью слов или символов и таким
образом получить возможность сообщить их другим людям" [1].
Но логические конструкции, которые можно выразить словами и математическими
символами, - это вторая ступень. Первоначально в сознании нет ничего, кроме
возникающих и ассоциирующихся образов физических реальностей. Эти образы
приближаются к зрительным и моторным представлениям.
"У меня упомянутые выше элементы мышления - зрительного и некоторого мышечного
типа. Слова и другие символы я старательно ищу и нахожу на второй ступени,
когда
описанная игра ассоциаций уже установилась и может быть по желанию
воспроизведена. Как уже сказано, игра с первоначальными элементами мышления
нацелена на достижение соответствия с логической связью понятий" [2].
1 Einstein A. Ideas and opinions. London, 1956, p. 25-26.
2 Ibid., p. 26.
59
Зрительные и мышечные элементы, вступающие в ассоциативную игру, по-видимому,
были ближе всего к кинетическим и динамическим представлениям. Неопределенный
зрительный образ движущегося или меняющего свою форму тела и неопределенное
мышечное ощущение действующей силы - таков был, как можно думать, тип исходных
элементов, которые мыслитель вызывал в своем сознании, чтобы начать
ассоциативную игру. В последней комбинировались, сближались и
противопоставлялись образы, иногда близкие физическим реальностям, а иногда
игравшие роль условных символов, соответствующих более сложным, в том числе
немеханическим, реальностям. Это были образы волнующегося моря,
символизирующего, а отчасти описывающего недоступные непосредственному
зрительному представлению электромагнитные колебания, образы движущихся
градуированных стержней, изображающих системы отсчета, и т.д.
На второй ступени - уже не интуитивной, а логической - мыслитель как бы слышит
слова, выражающие понятия, или видит написанными эти слова либо математические
символы. У Эйнштейна зрительные и моторные образы первоначальной ассоциативной
стадии сменялись слуховыми представлениями слов, передающих логические
конструкции. На вопрос Адамара о господствующем типе "внутренних слов" Эйнштейн
отвечал:
"Зрительные и моторные. На той ступени, когда полностью вступают слова, они в
моем случае чисто слуховые. Но они, как уже сказано, включаются только на
второй
ступени" [3].
3 Einstein. Ideas and Opinions, p. 25-26.
Описанный механизм мышления был, по-видимому, в наибольшей степени приспособлен
для конструирования логических цепей, допускающих экспериментальную проверку.
Для Эйнштейна понятия не связаны непосредственно с наблюдениями и могут не
обладать непосредственным физическим смыслом. Физический смысл они подчас
приобретают в результате сложного и многоступенчатого конструирования других
понятий. Но в конце концов логические выводы становятся сопоставимыми с
наблюдениями и это придает физический смысл всей цепи рассуждений. Как уже
говорилось, логика сочетается при таком конструировании с интуицией. Последняя
как бы предвосхищает на каждом этапе физические выводы конструируе-
60
мой теории. Каждый раз, когда логический анализ оказывается на распутье,
физическая интуиция толкает его к таким дальнейшим шагам, которые делают более
близкой экспериментальную проверку. Подобно свету, отражающемуся в сложных
системах зеркал так, что путь его требует наименьшего времени, мысль Эйнштейна
движется от одного понятия к другому по линии кратчайшего подхода к
экспериментальной проверке всей цепи рассуждений, к понятиям, которые допускают
такую проверку. При этом Эйнштейн руководствуется физической интуицией. Ее
можно
было бы назвать "экспериментальной интуицией", имея в виду догадку о наиболее
близком пути к эксперименту, позволяющему теории обрести физическую
|
|