|
"Предложение верно, - пишет Эйнштейн, - если оно выведено внутри некоторой
логической системы по принятым правилам. Содержание истины в системе
определяется надежностью и полнотой ее соответствия с совокупностью ощущений"
[5].
5 Там же, 263.
Если учесть бесконечную сложность мироздания, то отсюда следует, что никакая
логическая непротиворечивая и согласованная с рядом наблюдений теория не может
быть гарантирована от дальнейших "актов удивления" и перехода к иной теории.
Математика и реальность
Все, что мы знаем о реальности, исходит из опыта и завершается им.
Эйнштейн
Геометрия сохраняет характер математической науки, так как вывод ее теорем из
аксиом останется по-прежнему чисто логической задачей; но в то же время она
становится и физической наукой, так как ее аксиомы содержат утверждения,
относящиеся к объектам природы, утверждения, справедливость которых может быть
доказана только опытом.
Эйнштейн
Одной из самых важных эпистемологических предпосылок пут, приведшего Эйнштейна
к
теории относительности, было его представление о соотношении между математикой
и
реальностью. Это представление было сформулировано после появления теории
относительности, по оно существовало и раньше и было условием появления
специальной и особенно общей теории относительности.
В цюрихском Политехникуме Эйнштейн усердно посещал физическую лабораторию. Это
увлечение экспериментом очень характерно для юности Эйнштейна и было одним из
путей к кристаллизации идей относительности. Вопрос не сводится к ознакомлению
с
экспериментами, ставшими впоследствии исходным пунктом теории относительности.
Экспериментальные увлечения Эйнштейна указывают и па другую сторону дела, тесно
связанную с характером его физического и математического мышления.
Речь идет о физической интуиции, предваряющей логические и математические
конструкции. Следует расшифровать здесь несколько неопределенное понятие
интуиции, которое без расшифровки может ассоциироваться с совсем иным кругом
идей. Мы можем судить о механизме научного мышления Эйнштейна, помимо прочего,
по одному документу, очень важному для истории и психологии научного творчества
в целом и для характеристики
58
психологии творчества Эйнштейна в особенности. В 1945 г. Жак Адамар обратился к
ряду математиков с вопросом, какими образами и ассоциациями заполнено их
сознание при поисках математических решений. Эйнштейн ответил на этот вопрос
следующими замечаниями:
"Слова, так как они пишутся или произносятся, по видимому, не играют какой-либо
роли в моем механизме мышления. В качестве элементов мышления выступают более
или менее ясные образы и знаки физических реальностей. Эти образы и знаки как
бы
произвольно порождаются и комбинируются сознанием. Существует, естественно,
некоторая связь между этими элементами мышления и соответствующими логическими
понятиями. Стремление в конечном счете прийти к ряду логически связанных одно с
|
|