|
гносеологических замечаний, по и всей автобиографии в целом. В ней удивительно
рельефно показана непрерывная линия от отроческих и юношеских порывов в
"надличное" до теории относительности, установившей строгим и универсальным
образом, какие физические соотношения выражают структуру мира, независимую от
систем отсчета.
Эйнштейн рассматривает, с одной стороны, ощущения и, с другой - понятия,
которые
могут быть чисто логически выведены одно из другого согласно твердым правилам,
установленным логикой. Но исходные понятия могут быть произвольными. Логическое
мышление гарантирует только одно: соотношения между понятиями выведены
соответственно принятым логическим правилам. В этом смысле логически выведенное
предложение будет верным.
Но логика не может обосновать истинность предложений в смысле их соответствия
объективной реальности. Гарантией служит связь логически выведенных предложений
с теми ощущениями, которые человек получает через органы чувств. Сами по себе
ощущения еще не указывают природу вещей; наука пользуется логическим выведением
понятий. Но эти понятия приобретают
55
"смысл" или содержание только в силу их связи с ощущениями. Чисто логически
нельзя прийти к представлению о действительных связях в природе. Эйнштейн
иллюстрирует это, напоминая об "актах удивления". Когда те или иные восприятия
не соответствуют установившимся понятиям, мы считаем это "чудом" или
"удивительным". Эйнштейн писал автобиографию по-немецки и передает оба
поставленные в кавычки слова с помощью одного и того же корня "wunder". Он
вспоминает свое удивление в возрасте четырех-пяти лет при виде компаса. Когда
представляешь себе Эйнштейна, пораженного движущейся магнитной стрелкой, живо
оцениваешь ту свежесть восприятия, ту детскую способность взглянуть на мир как
бы в первый раз, без груза традиционных представлений и ассоциаций, которая
сохраняется на всю жизнь у подлинных ученых и подлинных художников и
превращается в творческую силу гения, по-новому объясняющего или изображающего
мир.
Эйнштейн пишет, что магнитная стрелка произвела на него глубокое и длительное
впечатление. Оно действительно было впечатлением, переходящим в сферу
"надличного". Что, собственно, означает "акт удивления", например впечатление
от
магнитной стрелки? Из некоторой суммы восприятий было сделано заключение о
толчке как причине движения. Далее вступила в игру логика, позволившая вывести
отсюда ряд других предложений и понятий. Но логическая строгость их выведения
не
гарантирует универсальной истинности всего ряда логических конструкций. Она не
гарантирует истинности исходных посылок. Такая истинность означает, что понятие
толчка как причины движения соответствует большому числу непосредственных
восприятий. Компас заставляет строить другую серию логических конструкций,
поскольку он вступил в конфликт со старой.
"В тех случаях, когда такой конфликт переживается остро и интенсивно, он в свою
очередь оказывает сильное влияние на наш умственный мир. Развитие этого
умственного мира представляет в известном смысле преодоление чувства удивления
-
непрерывное бегство от "удивительного", от "чуда"" [4].
4 Эйнштейн, 4, 261.
56
Разумеется, такая концепция научного развития направлена против всякого
априоризма. Но нас сейчас интересует позитивная сторона концепции. Эйнштейн
видел в развивающейся науке "бегство от удивительного", т.е. переход к иным
сериям понятий и логических конструкций, которые не противоречат
"удивительному", а исходят из него, из новых экспериментальных данных. Речь
идет
не о каком-либо отказе от критерия истинности в отношении логических
конструкций. Нет, логические конструкции лишь сами по себе не могут
гарантировать и однозначно определить свое онтологическое содержание. Они
становятся онтологически содержательными при сопоставлении с наблюдением, с
ощущениями, полученными человеком в экспериментах и в практике. Такая
онтологическая проверка происходит все время. Без нее логическая
непротиворечивость не гарантирует истинности суждений.
|
|