|
создании
теории относительности, понятия и термины, почерпнутые из книг, входили
преображенными, часто изменившими основной смысл. Они еще более оттачивались в
процессе применения к физическим проблемам, при разработке новых физических
теорий.
При этом, разумеется, исчезали сравнительно кратковременные увлечения, исчезали
противоречия, характерные для первоначального развития философских взглядов.
В своей автобиографии 1949 г. Эйнштейн говорит, что сделанный в ней
схематический рисунок не передает сложности и даже хаотичности хода духовного
развития. Ретроспективно это развитие выглядит органическим, но в
действительности оно напоминало беспорядочную смену изображений в калейдоскопе.
Эйнштейна интересовала единая схема, охватывающая законы бытия в целом.
53
Вспоминая свою юность, он, естественно, упорядочивал ее в свете зрелых,
развитых
идей, выкристаллизовавшихся позже. Если учесть эту неизбежную аберрацию, то
рекопструкция идейного развития, данная в автобиографии и игнорирующая
"атомистическую структуру" сознательной деятельности человека, правильно
передает главное содержание юношеских идей Эйнштейна.
"В развитии человека моего склада поворотная точка достигается тогда, когда
главный интерес жизни понемногу отрывается от мгновенного и личного и все
больше
и больше концентрируется в стремлении мысленно охватить природу вещей. С этой
точки зрения приведенные выше схематические заметки содержат верного столько,
сколько вообще может быть сказано в таких немногих словах" [3].
3 Эйнштейн, 4, 260.
Ретроспективная оценка ранних этапов духовного развития в свете позднейших
взглядов необходима в научной биографии почти каждого мыслителя, но для
Эйнштейна она имеет особый смысл. Это следует из приведенных только что строк:
отрыв главных жизненных интересов от кратковременного и личного заставляет
мыслителя впоследствии искать единый и цельный рисунок его действительной,
очень
сложной и противоречивой духовной жизни. Это относится не только к
калейдоскопическому потоку непосредственных впечатлений, но и к потоку
философских и научных идей, почерпнутых юношей в книгах. Когда Эйнштейн на
склоне лет вспоминал об идеях Юма, Канта и т.д. и уточнял свои позиции по
отношению к этим идеям, он вовсе не исправлял прошлое, он только указывал, что
в
прошлом произвело на него не мимолетное, а сохранившееся впечатление, какие
философские влияния оказались не только эпизодами его личной жизни, но и
основой
научного подвига, т.е. эпизодами истории науки.
Эйнштейн относился к своему собственному идейному развитию так же, как и ко
всему остальному: он и здесь стремился выйти в сферу "надличпого". В данном
случав "надличное" - это те философские понятия и идеи, которые отстоялись в
сознании ученого и стали в некоторой мере основой новых научных представлений.
Разграничение личной биографии и "надличной" истории науки
54
очень характерно для воспоминаний Эйнштейна. Он перебирает факты и мысли и
откладывает в сторону все, что осталось личным, чисто биографическим, оставляя
то, что вошло в творческую жизнь. Такое разграничение позволяет правильнее
понять некоторые воспоминания и оценки Эйнштейна. Например, мы увидим позже,
что
сочувствие философским взглядам Маха осталось в воспоминаниях Эйнштейна чисто
биографическим эпизодом, а стихийное вначале, потом все более сознательное
недоверие и даже антипатия к философии Маха выросли в существенную предпосылку
"надличного" мировоззрения, из которого вытекал пересмотр классической физики.
Остановимся на гносеологических экскурсах в автобиографии 1949 г. (может быть,
правильнее их назвать "эпистемологическими"; слово "эпистемология", иногда
применяемое как синоним слова "гносеология", все же несколько уже по
содержанию:
оно относится чаще всего к собственно научному познанию и обозначает теорию
науки). Исходная идея гносеологических экскурсов в автобиографии Эйнштейна -
независимость мира от познания. Впрочем, это исходная идея не только собственно
|
|