|
относительности, после своего реферата об этой теории в семинаре Вина. Беседы
Лауба с Эйнштейном привели к появлению совместно написанных статей. Что не
изменилось - это простая и сердечная манера Эйнштейна, которого Лауб застал в
холодной квартире за попытками растопить печь, а потом в течение нескольких
недель ежедневно ожидал его возле патентного бюро, чтобы провожать домой и по
дороге беседовать. Лауб запомнил также совместное посещение оперы "Гибель
богов"
в бернском театре и восторженный шепот Эйнштейна: "Вагнер, да простит меня бог,
не в моем вкусе, но как утонченно выражен в этой сцене смерти Зигфрида не
сломленный судьбой дух героя!.." [11]
10 Seelig, 125.
11 Ibid., 121.
В это время Эйнштейн встречался с несколькими любителями музыки, даже не
догадывавшимися о его научной деятельности. В 1907-1908 гг. он довольно
регулярно музицировал в составе квинтета, куда входили, кроме него, юриcг,
математик, переплетчик и тюремный надзиратель. Они играли Гайдна, Моцарта и
Бетховена.
49
В заключение - несколько слов о семейной жизни Эйнштейна в Берне. В 1904 г. у
них родился сын Ганс-Альберт (он впоследствии учился в Цюрихе, в 1937 г.
переехал в США и стал крупным гидравликом, профессором Калифорнийского
университета). Расходы росли. Эйнштейн не замечал нужды, он даже сказал, когда
ему повысили жалованье до 4500 франков: "Что делать с такими большими
деньгами?"
Милева, напротив, не знала, как свести концы с концами. Но не это нарушало ее
покой. Главное заключалось в различии склонностей. Она всегда была рада приходу
Соловина или Габихта, но прогулки, обеды вне дома, домашние концерты, большие
компании - все это было не по ней. Научные интересы Эйнштейна также становились
все более далекими для Милевы. Ее раздражительность усугублялась болезнями -
суставным туберкулезом, сильной неврастенией и возраставшей с течением времени
патологической ревнивой подозрительностью. Постепенно ровный характер и
рассеянная доброта Эйнштейна начали раздражать Милеву. Росло отчуждение.
Впрочем, оно приняло явные и резкие формы позже, когда Эйнштейн уже давно
покинул Берн.
"Надличное"
Чтобы идти в этом мире верным путем, надо жертвовать собой до конца. Назначение
человека состоит не в том только, чтобы быть счастливым. Он должен открыть для
человечества нечто великое.
Э. Ренан
Подлинная оценка человека состоит в том, в какой степени и в каком смысле он
смог добиться освобождения от своего "я".
Эйнштейн
Еще в отрочестве Эйнштейн хотел уйти от чисто личных повседневных интересов. Но
он долго не знал, какой именно высокой, выходящей за рамки чисто личных
интересов идее нужно посвятить интеллектуальные силы, и погрузился в
религиозность. От религии Эйнштейн перешел к активному свободомыслию, к
активному служению "надличной", по рациональной, реальной идее.
Непосредствепным
толчком было, как мы видели, чтение научно-популярных книг. Оно вызвало не
только враждебное отношение к религиозной догме, не выдержавшей сопоставления с
научной картиной мира. Эйнштейн пришел к социальному протесту и навсегда
удалился из круга традиционных взглядов своей среды. Он писал в своей
автобиографии, что библейские легенды, падая под ударами науки, опрокинули в
его
|
|