|
формы, угрожавшие самому существованию цивилизации.
23
Альберт Эйнштейн родился 14 марта 1879 г. в Ульме - у подножия Швабских Альп,
на
левом берегу Дуная. Этот старинный город, история которого восходит к IX в.,
когда-то был наиболее передовым и процветающим в Швабском союзе городов. В XVI
в. Ульм, ставший к тому времени большой крепостью, участвовал в борьбе
протестантских князей против католической церкви и императорской власти. Во
времена наполеоновских войн Ульм стяжал известность благодаря происшедшему
здесь
разгрому австрийской армии Макка.
В 1809 г. по Венскому мирному договору, закрепившему поражение Австрии, Ульм
вошел в состав Вюртембергского королевства. В 1842 г. разрушенные крепостные
сооружения были восстановлены и перестроены прусскими инженерами. Вокруг Ульма
возведено двенадцать фортов и крепостных башен, охватывающих оба берега Дуная.
В семидесятые годы Ульм сохранил черты средневекового швабского города: узкие,
кривые улочки, дома с островерхими фронтонами, огромный, господствующий над
городом готический собор XV в. со сташестидесятиметровой башней. С нее
открывается панорама равнин и холмов до хребтов Тироля и Швейцарии, перспектива
Швабских Альп, далеко видны поля Баварии и Вюртемберга, а в непосредственной
близости - мощные очертания цитадели Вильгельмсбург и окружающих ее фортов,
городская ратуша, рыночная площадь, литейные заводики и ткацкие фабрики.
Тридцать тысяч жителей - торговцы сукном и кожами, поденщики, ремесленники,
литейщики, ткачи, каменщики, столяры, мастера, изготовляющие знаменитые
ульмские
курительные трубки, мебельщики, пивовары. В большинстве коренные швабы - на две
трети католики, на одну треть лютеране, несколько сот евреев, чей жизненный
модус мало чем отличается от общего.
Всюду слышен мелодичный швабский диалект, следы которого надолго сохранились в
речи Эйнштейна и который на всю жизнь сохранила Эльза, жена Эйнштейна. В ее
устах Альберт всегда был "Albertl", страна (Land) - Landl, город (Stadt) -
Stadtl [1]. На фоне этого мягкого эмоционального диалекта звучала отрывистая и
резкая речь прусских офицеров и чиновников, постепенно навод-
24
нявших швабские земли. Этот диссонанс выражал и символизировал более глубокие
различия указанных выше идейных и культурных традиций. Мелкобуржуазным кругам
Вюртемберга была свойственна известная широта взглядов, религиозная и
национальная терпимость - черты, противоположные национализму, ограниченности и
чванливой нетерпимости, объединенных общим наименованием "пруссачество".
1 Frank P. Einstein, his life and times. New York, 1947, p. 4. Далее
обозначается: Frank, с указанием страницы.
В среде, к которой принадлежала семья Эйнштейна, существовал культ Гейне,
Лессинга и Шиллера. Их книги стояли на полках вместе с Библией в еврейских
семьях и Евангелием в христианских. Особенно популярным был Шиллер, в
произведениях которого звучала родная швабская лексика.
Семья Эйнштейна переселилась в Ульм из Бухау, другого вюртембергского городка.
Отец его, Герман Эйнштейн, окончив штутгартскую гимназию, хотел поступить в
университет: у него были математические способности и интересы. Но вместо
университета пришлось заняться торговлей. В 1878 г. Герман Эйнштейн женился на
дочери богатого штутгартского хлеботорговца Полине Кох. Они поселились в Бухау,
а в 1877 г. переехали в Ульм, где десятью годами ранее обосновался дед
Эйнштейна
и было немало родных. Герман Эйнштейн открыл в Ульме электротехнический магазин.
В Эхингене, в двадцати пяти километрах от Ульма, жил двоюродный брат Германа
Эйнштейна Рудольф. У него была дочь Эльза - в будущем жена Альберта. По
материнской линии они находились в еще более близком родстве: мать Эльзы была
сестрой Полины Кох.
В 1880 г. родители Альберта переселились в Мюнхен. Герман и его брат Якоб
открыли здесь электротехническую мастерскую. Когда Альберту было пять лет, они
переселились в Зендлинг - предместье Мюнхена, построили дом и небольшую фабрику,
где изготовлялись динамо-машины, дуговые фонари и измерительные приборы. На
|
|