|
Если построить биографию Эйнштейна как рассказ о едином процессе поисков, все
более общих и точных закономерностей мироздания, то такой рассказ может быть
разделен на следующие части.
Отрочество было периодом первых порывов к "надличному", поисков смысла жизни,
приведших к естественнонаучным интересам, к стремлению узнать закономерности
объективного мира. Студенческие годы были годами выработки мировоззрения и
приобретения математических и физических знаний, синтез которых привел к
созданию специальной теории относительности. Создание этой теории завершило
первую часть творческого пути Эйнштейна.
Вторая часть - попытки обобщения теории относительности на ускоренные движения.
Они завершаются появлением общей теории относительности, новой космологии,
основанной на общей теории относительности, и ее подтверждением при наблюдении
солнечного затмения, подтверждением, которое принесло теории широкое признание.
Третий период проходит под знаком (большей частью неявным) приближения атомной
эры. В двадцатые годы создается теория микромира - квантовая механика. Эйнштейн
занимает критическую позицию по отношению к некоторым идеям этой теории. Сам он
разрабатывает, вернее, стремится разработать, единую теорию поля.
В большинстве случаев оценки творчества Эйнштейна и, в частности,
биографические
очерки исходят из признания бесплодности этого круга идей Эйнштейна. Однако
сейчас в физике наметились такие тенденции, которые позволяют пересмотреть
старые оценки и по-иному представить объективный смысл беспримерного по
напряженности интеллектуального труда, заполнившего половину жизни великого
мыслителя. Анализ указанных тенденций и некоторый прогноз в отношении
дальнейшего развития учения об элементарных частицах служат поэтому необходимой
предпосылкой итоговых оценок, а следовательно, и освещения творческого пути
Эйнштейна.
Отрочество
Его называли пай-мальчиком за болезненную любовь к правде и справедливости. То,
что тогда окружающим казалось болезненным, представляется сейчас выражением
исконного, неистребимого инстинкта. Кто знает Эйнштейна как человека и ученого,
тому ясно, что эта детская болезнь была лишь предвестницей его несокрушимого
морального здоровья.
А. Мошковский
Среда, в которой Эйнштейн получил первые жизненные впечатления, позволила ему
рано ощутить две диаметрально противоположные исторические традиции. Он их
ощущал и позже - всю жизнь. Одна традиция - рационалистическая. В Швабии, где
родился Эйнштейн, она имела арочные корни, которые отчасти шли из Эльзаса и
далее из Франции. Другая традиция - слепая вера в непогрешимость полицейского
государства, так рельефно показанная в "Верноподданном" Генриха Манна. Ее
представителями были прусские офицеры и чиновники, насаждавшие в южной Германии
вновь созданную имперскую государственность. Эйнштейн стал выразителем первой,
рационалистической тенденции. Его жизненным идеалом было познание мира в его
единстве и рациональной постижимости. Правда, парадоксальный мир Эйнштейна
далек
от застывшей картины мира, из которой исходили представители классического
рационализма XVIII в. По все, что сопутствовало унаследованному от XVIII в.
рациопалистическому мировоззрению, - идея суверенности разума, ирония Вольтера
и
его терпимость, провозглашенная Руссо защита естественных стремлений человека
от
тирании, - все это в известной мере сохранилось в правах и взглядах окружавшей
Эйнштейна среды и навеянное ранними впечатлениями оставалось живым в его душе.
Сохранилась и враждебная традиция. Она при жизни Эйнштейна приняла размеры и
|
|