|
горьким упреком: "Ты только и занята ребенком!"
Пьер прохаживается по комнате, Мари садится и начинает подшивать
незаконченный край нового фартучка для Ирен. Одно из ее основных правил -
никогда не покупать для девочки готовых платьев: по ее мнению, они слишком
дороги и неудобны. В те времена, когда Броня жила еще в Париже, обе сестры
шили вместе платья своим дочкам по выкройкам собственного изобретения. Эти
выкройки служат Мари и до сих пор...
Но в этот вечер она не в состоянии сосредоточить свое внимание.
Нервничая, Мари встает и откладывает в сторону работу. И вдруг говорит:
- А не пойти ли нам туда?
Просительная интонация в ее вопросе оказывается лишней, потому что
Пьеру также не терпится пойти в сарай, откуда они ушли два часа тому назад.
Радий, капризный, как живое существо, притягательный, как любовь, зовет их к
себе, в свое жилище, в их убогую лабораторию.
Рабочий день выдался трудный, и было бы разумнее для двух ученых дать
себе отдых. Но Пьер и Мари не всегда разумны. Они накидывают на себя плащи,
предупреждают доктора Кюри о своем бегстве и скрываются. Идут пешком, под
руку, изредка обмениваясь несколькими словами. Они минуют людные улицы этого
отдаленного квартала, заводские мастерские, пустыри, бедные дома, доходят до
улицы Ломон и пересекают двор. Пьер вкладывает ключ в замочную скважину,
дверь скрипит, как тысячи раз прежде, и вот они в своих владениях, в царстве
своей мечты.
- Не зажигай свет, - говорит Мари. И добавляет тихо: - Помнишь день,
когда ты сказал: "Мне бы хотелось, чтобы у радия был красивый цвет".
Действительность, несколько последних месяцев уже восхищавшая Мари и
Пьера, превзошла все ожидания. У радия есть нечто другое, важнее, чем
красивый цвет: он излучает свет! И среди темного сарая стеклянные сосудики с
драгоценными частицами радия, расставленные, за отсутствием шкафов, просто
на столах, на прибитых к стенам дощатых полках, сияют голубоватыми
фосфоресцирующими силуэтами, как бы висящими во мраке.
- Гляди... гляди! - шепчет Мари.
Она осторожно продвигается вперед, нащупывает рукою плетеное кресло и
садится. В темноте, в безмолвии два лица обращены к бледному сиянию, к
таинственному источнику лучей - к радию, их радию! Наклонив корпус вперед, с
напряженным лицом Мари сидит в том же положении, как и час тому назад у
изголовья своего заснувшего ребенка.
Рука друга тихо гладит ее волосы.
Навсегда запомнится ей этот вечер...
¶ТРУДНОЕ ЖИТЬЕ§
Пьер и Мари жили бы вполне счастливо, если бы в горячий бой с природой,
какой они вели в жалком сарае, могли вложить все свои силы.
Увы! Им приходится вступать в бои другого рода и терпеть в них
поражения.
За пятьсот франков в месяц Пьер читает в Школе физики курс из ста
двадцати лекций и сверх того руководит практическими занятиями студентов.
Помимо этой утомительной педагогической работы он занимается научными
исследованиями. Пока у четы Кюри не было детей, пятисот франков хватало на
домашние расходы. Но после рождения Ирен наем служанки и кормилицы сильно
отразился на бюджете. Пьер и Мари предпринимают поход за новыми денежными
средствами.
Трудно себе представить что-нибудь более прискорбное, чем те неловкие и
неудачные попытки, какие делали два крупных ученых, стараясь добыть не
хватавшие им две-три тысячи в год. Дело было не в том, чтобы просто получить
какую-нибудь незначительную должность и покрыть этим дефицит. Как мы уже
знаем, Пьер Кюри видел в научных исследованиях непреодолимую потребность
своей жизни. Работать в лаборатории - пусть хоть в сарае, раз нет настоящей,
- было для Пьера более необходимо, чем есть или спать.
Но его служебная работа в институте поглощала большую часть времени.
Нельзя было брать на себя новые нагрузки, а наоборот, требовалось уменьшить
уже существующую обязательную работу. Как тут быть?
Выход из положения мог бы быть простым, совсем простым. Если бы Пьера
назначили профессором в Сорбонне, а сделанные им работы, совершенно
очевидно, давали ему право на это место, он получал бы десять тысяч франков
в год, читал меньше лекций, чем в институте, а его знания обогащали бы
студентов и подняли престиж университета. А если бы эта профессура была
дополнена лабораторией, Пьеру было бы нечего просить у провидения. У него
лишь два желания: профессорская кафедра для обеспечения своей семейной жизни
и для обучения молодых физиков, затем лаборатория, оснащенная электрическим
и техническим оборудованием, с местами для нескольких ассистентов,
сравнительно теплая зимой...
Безумные требования! Профессорскую кафедру Пьер получит лишь в 1904
году, когда о нем заговорит весь мир. Лабораторию же он так и не получит до
конца жизни. Больших людей смерть настигает раньше, чем их успевают признать
власти.
Пьер, рожденный, чтобы раскрывать таинственные явления природы, чтобы
бороться с противостоящей ему материей, оказывается воплощенной
несуразностью, когда надо добиться какого-нибудь места. Первый минус: он
|
|