|
школы и почти уверена, что директор Школы физики Шютценбергер даст ей
разрешение заниматься исследованиями в той же лаборатории, где работает и
Пьер. Быть все время вместе! Никогда не расставаться!
Пробираясь сквозь лесные заросли, они доходят до берега маленького
пруда, кругом поросшего тростником. Пьер с детской радостью исследует флору
и фауну этого стоячего водоема. Он превосходно знает всех животных: наземных
и водяных, саламандр, стрекоз, тритонов. В то время как жена его улеглась на
берегу, он ловко пробирается по стволу упавшего дерева и с риском упасть и
выкупаться тянется руками за желтыми ирисами, за бледными купавками,
плавающими на воде.
Мари лежит неподвижно, почти дремлет, и смотрит в небо, где проплывают
облачка. Вдруг она вскрикивает, почувствовав на ладони что-то холодное и
мокрое. Это зеленая трепещущая лягушка, которую Пьер осторожно положил ей на
руку. Он это делал не ради шутки; дружба с лягушками, на его взгляд, дело
вполне естественное.
- Пьер... Послушай, Пьер! - возмущается она, пугливо отстраняясь.
Физик обижен.
- Неужели ты не любишь лягушек?
- Люблю, но не у себя в руках...
- Совершенно напрасно, - говорит он невозмутимо, - это так занятно -
разглядывать лягушку. Раскрой тихонько пальцы... Ну посмотри, какая она
миленькая!
Пьер снимает с ее руки лягушку, и Мари облегченно улыбается. Он кладет
лягушку на берег, возвращая ей свободу. Но ему уже надоела остановка, он
идет дальше по тропинке. Мари вскакивает и идет за ним, украсив свою голову
венком из кувшинок и желтых ирисов.
Вновь увлеченный неотступной мыслью о своей работе, Пьер сразу забывает
и лес, и небо, и пруд, и лягушку. Он раздумывает о малых и больших
трудностях в исследованиях, о волнующих тайнах роста кристаллов. Описывает
аппаратуру, какую собирается создать для нового опыта. И снова слышит голос
Мари, ее ясные вопросы, ее разумные ответы.
В эти счастливые дни завязываются прекраснейшие из уз, какие когда-либо
соединяли мужчину с женщиной. Два сердца бьются в унисон, два тела сливаются
воедино, два одаренных мозга привыкают мыслить сообща. Мари нельзя было
выйти замуж ни за кого другого, кроме этого физика, умного и благородного
человека. Пьеру нельзя было жениться ни на какой другой женщине, кроме этой
белокурой, живой и нежной польки, которая умеет быть на протяжении
нескольких минут ребячливой и серьезной, товарищем и подругой, ученым и
возлюбленной.
* * *
Теплое, чудесное лето! В середине августа молодые супруги устраиваются
в Шантийи, на ферме под названием "Козочка", ее отыскала та же Броня и сняла
на несколько месяцев это тихое жилище. Пьер и Мари поселяют у себя старушку
Длусскую, Казимежа, Броню, их дочку Елену, по прозвищу Лу, и старика
Склодовского с Элей, продливших свое пребывание во Франции. Очарование
поэтического дома, одиноко стоящего в лесу, населенном фазанами и зайцами и
устланном листвою ландышей. Очарование дружбы, сблизившей две нации и три
поколения.
Пьер Кюри покорил семью своей жены. Ведет научную беседу с месье
Склодовским, очень серьезно разговаривает с трехлетней Лу, общей любимицей,
хорошенькой, забавной и веселой. Иногда наезжают из Со доктор Кюри с женой.
Тогда разговор оживляется, переходит с химии на медицину, на воспитание
детей, к общим взглядам на Францию, на Польшу.
В Пьере нет и следа недоверия к иностранцам, как это часто бывает у
наших польских патриотов. Он очарован Склодовскими и Длусскими. Чтобы
доказать жене свою любовь к ним, он, несмотря на сомнения Мари, обязуется
выучить польский язык, самый трудный из европейских языков, а так как Польша
уничтожена, то и самый бесполезный.
В "Козочке" Пьер проходит курс "ополячивания", а в Со, куда он увозит в
сентябре свою жену, наступает очередь Мари "офранцуживаться". Ей только
этого и надо. Мари уже полюбила родителей мужа, теплота их чувств смягчит ее
тоску, когда старик Склодовский с Элей уедут к себе в Варшаву.
Женитьба Пьера на бедной иностранке, взятой с мансарды Латинского
квартала, не оскорбила, не удивила таких исключительных людей, как старики
Кюри. Мари пленила их с первых минут знакомства. И дело было не только в ее
"славянском обаянии". Их удивляет и ее мужской ум, и ее твердый характер.
В числе новых впечатлений от окружающей среды в Со ее поразила пылкая
политическая страстность свекра и его друзей. Доктор Кюри, увлеченный идеями
1848 года, был в близкой дружбе с радикалом Анри Бриссоном. Характер у него
боевой. Мари, воспитанная в духе борьбе против чужеземных угнетателей и
преданности общественному идеалу, знакомится теперь с политическими спорами,
которые так нравятся французам. Она прислушивается к длинным прениям, к
изложению кипучих теорий, задорных, но и великодушных. Устав от них, она
бежит к мужу, молчаливому мечтателю, стоящему в стороне от этих споров. Если
воскресные гости стараются втянуть и Пьера в дружеское обсуждение событий
сегодняшнего дня, физик мягко, как бы извиняясь, говорит им: "Я недостаточно
крепок, чтобы приходить в гнев!"
Только дело Дрейфуса явилось тем редким случаем, когда Пьер потерял
|
|