|
Позже он попросил у нее разрешения явиться к ней с визитом. Мари дала
ему адрес: улица Фейянтинок, 11.
Дружески сдержанно она приняла его в своей комнатке, и Пьер, скорбя
душой при виде такой бедности, все же оценил тончайшее созвучие между этой
личностью и обстановкой. Никогда еще Мари не казалась ему такой красивой,
как в этом убогом жилище, в поношенном платье, с пылким и упрямым выражением
лица. Ее юная фигура, похудевшая от аскетического существования, не могла
найти для себя лучшего обрамления, чем запустелая мансарда.
Проходит несколько месяцев. По мере роста их взаимного уважения и
симпатии крепнет дружба, растет интимность, взаимное доверие. Пьер Кюри уже
пленен этой полькой с ясным и развитым умом. Он подчиняется ей и
прислушивается к ее советам. Под ее влиянием он вскоре сбрасывает с себя
ленивую беспечность, снова берется за свои работы по магнетизму и блестяще
защищает докторскую диссертацию.
Сама Мари считает себя пока свободной. По-видимому, она не расположена
услышать решительный вопрос, а ученый-физик не решается его задать.
В этот вечер, быть может, в десятый раз сошлись они в комнатке на улице
Фейянтинок. Июнь, прекрасная погода, послеобеденное время. На столе среди
книг по математике, необходимых для подготовки к наступающим экзаменам,
стоит стакан с несколькими белыми ромашками, принесенными Пьером и Мари с
совместной прогулки. Мари наливает чай, подогретый на неизменной спиртовке.
Физик только что рассказывал подробно об одной своей работе, которой
сейчас занят. Затем сразу, без перехода, говорит:
- Мне бы хотелось, чтобы Вы познакомились с моими родителями. Я живу с
ними в Со, где снимаем домик. Они чудесные люди...
И он описывает Мари своего отца, высокого, нескладного старика, с
живыми голубыми глазами, очень умного, кипучего, бурливого, как молочный
суп, и в то же время на редкость доброго; свою мать, удрученную недугами, но
искусную хозяйку, мужественную и веселую. Припоминая свое прекрасное
детство, описывает бесконечные блуждания по лесам вдвоем с братом Жаком.
Мари слушает и удивляется: сколько совпадений, сколько таинственного
сходства! Только переменить некоторые детали, перенести домик в Со на одну
из варшавских улиц, и семья Кюри превратится в семью Склодовских. Если
отбросить религиозный вопрос (доктор Кюри - вольнодумец и антиклерикал, не
крестил своих сыновей), это такая же разумная и честная семья. То же
уважение к культуре, такая же тесная сплоченность между родителями и детьми,
та же любовь к природе...
Мари веселеет и с улыбкой рассказывает о своих веселых каникулах в
польской деревне, в такой же, какую она вновь увидит через несколько недель.
- Но в октябре вы вернетесь? Обещайте, что приедете опять. Если вы
останетесь в Польше, вам будет невозможно продолжать свои занятия. Теперь вы
не имеете права бросать науку!
В этих словах Пьера сказывается глубокое, томительное беспокойство.
Мари понимает, что словами: "Вы не имеете права бросать науку" - он хочет
сказать: "Вы не имеете права бросать меня".
Долгое время они молчат. Затем, подняв на Пьера свои светло-серые
глаза, Мари отвечает еще нетвердым голосом:
- Думаю, что вы правы. Мне очень хотелось бы вернуться.
* * *
Пьер несколько раз возобновлял разговор о будущем. Наконец он прямо
предложил Мари стать его женой. Но эта попытка потерпела неудачу. Выйти
замуж за француза, навсегда бросить свою семью, отказаться от патриотической
деятельности, расстаться с Польшей - все это казалось панне Склодовской
каким-то ужасным предательством. Она не может! Не должна! Она блестяще
выдержала экзамены, и теперь надо ехать в Варшаву, по крайней мере на лето,
а может быть, и навсегда. При расставании с опечаленным Пьером она
предлагает ему дружбу, уже недостаточную для него, и садится в поезд, ничего
не пообещав...
Мысленно он следует за ней. Ему хотелось бы присоединиться к ней или в
Швейцарии, где она проведет несколько недель со своим отцом, выехавшим ей
навстречу, или же в Польше, в той самой Польше, к которой он ее ревнует. Но
это невозможно...
Тогда он издали продолжает вести начатое дело. Где бы ни была Мари в
это лето - в Креттаже, Львове, Кракове или Варшаве - ее настигают письма,
написанные корявым, немного детским почерком, они стремятся убедить, вернуть
ее обратно, напоминая, что ее ждет Пьер Кюри.
Письма прекрасные, чудесные...
Пьер Кюри - Мари Склодовской, 10 августа 1894 года:
Ничто не доставляет мне такого удовольствия, как вести о Вас.
Перспектива ничего не слышать о Вас в течение двух месяцев представлялась
мне крайне неприятной, а это значит, что присланное Вами письмецо было
желанной вестью.
Надеюсь, что Вы хорошо отдыхаете и в октябре вернетесь к нам. Что
касается меня, то я не отправился путешествовать, а остался в деревне, где
целыми днями сижу у окна или в саду.
Мы дали обещание друг другу (не правда ли?) быть по крайней мере в
|
|