|
Само собой разумеется, что позже Мари узнала и другие радости. Но даже
в часы безграничной нежности, в годы торжества и славы никогда эта "вечная"
студентка не бывала так довольна - скажем прямо - так горда собой, как в те
времена нищеты и пламенного, всепоглощающего устремления. Горда своей
бедностью, горда своею независимой, одинокой жизнью в чужом городе.
Там, в своем бедном прибежище, работая вечером при свете лампы, ей
кажется, что ее собственный, еще крохотный удел таинственно соприкасается с
жизнью высших личностей, перед которыми она преклоняется, и что она сама
становится скромным, неведомым товарищем великих ученых прошлого, так же как
она, замкнувшихся в плохо освещенных кельях; так же как она, отрешившихся от
сует своего времени; так же как она, подстегивающих свой ум, чтобы
перескочить через уже достигнутый рубеж знания.
Да, эти четыре года, которые сама Мария Кюри называла "героической
эпохой", были не самыми счастливыми в ее жизни, но, пожалуй, самыми цельными
и совершенными по содержанию, самыми близкими к вершинам человеческого
знания, к которым устремлялся ее взор.
Когда ты молод, одинок и погружен в науку, можно не иметь на что жить и
жить самой полной жизнью. Огромный энтузиазм придает двадцатишестилетней
польке силу не обращать внимания на материальные лишения. Впоследствии
любовь, материнство, супружеские заботы, сложность тяжелого труда изменят в
реальной жизни образ Мари. Но в ту волшебную эпоху, в эпоху наибольшей своей
бедности, она была беспечна, как ребенок. Она витает в другом мире свободно
и легко и на всю жизнь сохранит о нем мысль, как о единственно чистом,
истинном.
При таком неустойчивом существовании жизнь не всегда протекает ровно.
Какая-нибудь мелкая, казалось бы, неприятность нарушает все: непреодолимая
усталость, не слишком серьезное, но требующее ухода и лечения заболевание да
и другие катастрофы приводят Мари в ужас... А то вдруг единственная пара
ботинок с дырявыми подошвами разваливается окончательно, и надо покупать
новые. А это значит перекроить весь бюджет на целые недели, и непомерный
расход придется возместить на пище, на керосине для освещения.
Или затянется зима, и подморозит мансарду седьмого этажа. В комнате так
холодно, что Мари не может спать. Она дрожит всем телом. Запас угля
истощился... ну и что ж? Разве молодая жительница Варшавы даст одолеть себя
парижской зиме? Мари зажигает лампу, раскрывает большой сундук и выкладывает
всю одежду. Надевает как можно больше на себя, залезает в постель,
накидывает кучей поверх одеяла остальное - платье и белье. А все же очень
холодно. Мари протягивает руку, подтаскивает единственный стул, приподнимает
и кладет его на ворох платья, создавая себе смутную иллюзию чего-то тяжелого
и теплого. Теперь остается только ждать сна, но неподвижно, чтобы не
разрушить это сложное сооружение. А в это время вода в кувшине постепенно
затягивается ледяной коркой.
¶ПЬЕР КЮРИ§
Мари вычеркнула из программы своей жизни любовь и замужество.
Это не так уж оригинально. Бедная девушка, униженная и разочарованная
первой идиллией, клянется никогда больше не любить. Тем более
студентке-славянке с ее пламенным стремлением к умственным высотам не трудно
отказаться от шага, ведущего зачастую девушек к порабощению, счастью и
несчастью, и посвятить себя лишь своему призванию. Во все эпохи все женщины,
горевшие желанием стать великими живописцами или великими музыкантами,
пренебрегали любовью и материнством.
Мари создала себе свой мир, неумолимо требовательный и признающий одну
страсть - к науке. Конечно, в нем находили свое место и родственные чувства,
и любовь к порабощенной отчизне. Но это все! Ничто другое не имеет значения,
не существует. Таков жизненный устав двадцатишестилетней девушки, которая
одиноко живет в Париже и каждый день встречается в Сорбонне и в лаборатории
с юными студентами.
Ее обуревают сомнения, преследует бедность, изводит напряженная работа.
Ей неведома праздность, чреватая опасностями. Гордость и робость служат ей
защитой. А также недоверие: с той поры, как семья З. не пожелала иметь ее
невесткой, Мари пришла к убеждению, что бесприданницам нельзя найти в
мужчинах ни преданности, ни нежных чувств. Укрепив себя прекрасными теориями
и горькими воспоминаниями, она цепляется за независимость.
Неудивительно, что даровитая полька, обреченная самой бедностью на
уединение, сохраняет себя для творческой работы. Но поразительно и чудесно,
что даровитый ученый, француз, сберег себя для этой польки и подсознательно
ждал ее. Еще тогда, когда Мари жила на Новолипской улице и лишь мечтала об
учении в Сорбонне, Пьер Кюри, придя как-то домой из Сорбонны, где он уже
сделал несколько важных физических открытий, записал в своем дневнике
печальные строки:
...Женщина гораздо больше нас любит жизнь ради жизни, умственно
одаренные женщины - редкость. Поэтому, если мы, увлекшись, охваченные некой
мистической любовью, хотим пойти новой, не обычной дорогой и отдаем все наши
мысли определенной творческой работе, которая отдаляет нас от окружающего
человечества, то нам приходится бороться против женщин. Мать требует от
|
|