|
домой, где ее присутствие было бы весьма полезным и горячо желанным.
Добавлю, что мадемуазель Мари совершенно здорова и у нее довольный вид.
Будьте уверены в моем полном уважении.
Таковы первые известия от доктора Длусского о своей новой родственнице,
порученной его заботам, так как Броня отсутствовала, задержавшись на
несколько недель в Польше. Этот саркастический молодой человек оказал Мане
исключительно сердечный прием.
Из всех польских эмигрантов, проживающих в Париже, Броня выбрала себе
самого красивого, самого блестящего и самого умного. Казимеж Длусский был
студентом в Петербурге, и в Одессе, и в Варшаве.
Вынужденный бежать из России, так как ему приписывали участие в
заговоре против Александра II, он стал революционным публицистом в Женеве,
затем попал в Париж, где поступил в Школу политических наук, оттуда перешел
на медицинский факультет и наконец стал врачом. Где-то в Польше живут его
богатые родные, а в Париже среди "дел" Министерства иностранных дел лежит
очень досадная регистрационная карточка, составленная на основе донесений
царской охранки, карточка, все время мешающая ему натурализоваться и осесть
в Париже.
Приехавшую домой после некоторой отлучки Броню встречают громкими
приветствиями и сестра, и муж. Спешно требовалось, чтобы разумная хозяйка
взяла в свои руки ведение домашнего хозяйства. Через несколько часов по ее
прибытии в квартире на третьем этаже с широким балконом, выходящим на
Немецкую улицу, уже наведен порядок. Кухня опять приобрела безукоризненную
чистоту, повсюду вытерта пыль, на рынке куплены цветы и поставлены в вазы. У
Брони организаторский талант!
Это она придумала сбежать из центра Парижа и нанять квартиру поблизости
от парка Бют-Шомон. Заняв небольшую сумму денег, она несколько раз тайком
побывала в Аукционном зале, и через несколько дней в квартире Длусских
появилась изящная венецианская резная мебель, хорошенькие драпировки и
пианино. Создалась атмосфера домашнего уюта. Так же находчиво молодая
хозяйка распределила время занятий каждого из них. Врачебный кабинет
принадлежал Казимежу в определенные часы, когда он принимал своих пациентов,
главным образом мясников с бойни, в другие же часы кабинетом пользовалась
Броня для приема своих гинекологических больных. Трудиться приходилось
много, супруги-врачи и бегали по визитам, и принимали на дому...
Но вот наступает вечер, зажигаются лампы, и все заботы уходят прочь.
Казимеж любит развлечься. Напряженная работа, полная пустота в кармане не
влияют ни на его живость, ни на его веселое лукавство. После какого-нибудь
долгого дня усиленной работы он уже через несколько минут затевает поездку в
театр, конечно, на дешевые места. Нет денег, Казимеж садится за пианино, а
играет он чудесно. Попозже в передней слышатся звонки, приходят друзья из
польской колонии - молодые супружеские пары, которые знают, что "к Длусским
можно прийти в любой день". Броня то появляется, то исчезает. На столе
горячий чайник, сироп, холодная вода, и тут же ставят груду пирожков,
испеченных докторшей в свободное после полудня время, между двумя приемами
больных.
Однажды вечером, когда Маня уселась за книги у себя в комнатке в конце
квартиры и собиралась просидеть часть ночи, в комнату влетел зять.
- Надевай мантилью, шляпку - живо! У меня даровые билеты на концерт...
- Но...
- Никаких "но"! Играет польский пианист, о котором я говорил тебе.
Продано билетов очень мало, надо по дружбе к бедному юноше заполнить зал. Я
уже навербовал добровольцев, мы будем аплодировать до боли в руках и
создадим всю видимость полного успеха... А если бы ты знала, как он играет!
Нет смысла возражать этому бородатому бесу с черными, веселыми,
блестящими глазами. Как он захочет - так и будет. Всегда настоит на своем!
Мари закрывает книгу, и трое молодых людей скатываются с лестницы. Выскочив
на улицу, бегут со всех ног, чтобы успеть на омнибус.
Спустя немного времени Мари уже сидит в пустом на три четверти
Эраровском концертном зале. На эстраду выходит худой, длинный человек с
необыкновенным лицом в ореоле пышных огненно-рыжих волос. Вот он садится за
рояль. Лист, Шуман и Шопен оживают под тонкими пальцами пианиста. Выражение
лица властное и благородное. Мари жадно слушает пианиста. Несмотря на свой
лоснящийся фрак и полупустой зал, он держится с видом не захудалого артиста,
а какого-то божества.
Впоследствии этот музыкант будет заходить по вечерам на Немецкую улицу
под руку с очаровательной женщиной, панной Горской, вначале только
влюбленным в нее, а позже - ее мужем. Он рассказывает о своей жизни в
бедности, о своих разочарованиях, но говорит без горечи. Броня и Мари
вспоминают с панной Горской те отдаленные времена, когда шестнадцатилетняя
Горская аккомпанировала их матери пани Склодовской во время ее заграничного
лечения. "Когда мама вернулась в Варшаву, - говорит со смехом Броня, - она
сказала, что больше не будет брать Вас на курорты - уж очень вы красивы!"
Изголодавшись по музыке, молодой человек с гривой огненных волос вдруг
прерывает разговор несколькими аккордами. И скромное пианино Длусских, как
по волшебству, превращается в великолепный инструмент.
Этот страстный музыкант-пианист очарователен. Он нервен, он влюблен, и
счастлив, и несчастлив.
Из него выйдет гениальный виртуоз, а позже он станет премьер-министром
|
|