|
я даю маленькому мальчику, я ничего не делаю, буквально "ничего", даже
забросила начатую вышивку. У меня нет времени, занятого чем-нибудь
определенным... Встаю я то в десять, то в четыре или пять (утра, конечно, а
не вечера!). Ни одной серьезной книги не читаю, ничего, кроме глупых
развлекательных романов. Несмотря на аттестат, удостоверяющий законченное
образование и умственную зрелость, я чувствую себя невероятной дурой. Иногда
я начинаю хохотать в одиночестве и нахожу искреннее удовлетворение в
состоянии полнейшей глупости.
Мы целой бандой ходим гулять в лес, играем в серсо, в волан (я - очень
плохо!), в кошки-мышки, в гусыню и развлекаемся другими, такими же детскими
забавами. Здесь столько земляники, что на пять грошей можно купить вполне
достаточное количество, чтобы наесться: полную глубокую тарелку с верхом.
Увы, земляника уже кончилась. Боюсь только, что при возвращении домой мой
аппетит не будет иметь границ и моя прожорливость возбудит беспокойство.
Мы много качаемся на качелях, причем изо всех сил и страшно высоко,
купаемся и ловим раков при свете факелов. Каждое воскресенье запрягают
лошадей, чтобы ехать к обедне, а затем мы делаем визит священникам. Оба
священника очень умны, весьма забавны, и в их компании мы очень весело
проводим время.
На несколько дней я заезжала в Зволу. Там в это время гостил актер
Катарбинский - виновник общего веселья. Он пел нам столько песенок, столько
декламировал стихов, столько разыгрывал с нами разных шуток и столько
собирал для нас крыжовника, что в день его отъезда мы сплели большой венок
из маков, полевой гвоздики, васильков и, когда бричка с Катарбинским
тронулась в путь, мы бросили ему наш венок, крича во все горло: "Да
здравствует... Да здравствует пан Катарбинский!" Он тотчас надел венок себе
на голову, а затем, как оказалось, уложил его в какой-то чемодан и увез в
Варшаву. Ах, как весело живут в Зволе! Там всегда большое общество, царит
такая свобода, независимость и равенство, что ты вообразить себе не можешь.
Когда мы ехали оттуда к себе домой, Лансе так лаял, что мы не знали, как с
ним быть...
Лансе играет большую роль в жизни Склодовских. При хорошей дрессировке
этот коричневый пойнтер мог бы стать вполне приличной охотничьей собакой. Но
Маня, ее сестры и брат Юзеф дали ему неправильное воспитание. Его так
ласкали, баловали и пичкали всякой снедью, что Лансе превратился в огромного
пса и стал домашним деспотом. Портил мебель, опрокидывал горшки с цветами,
съедал закуски, предназначенные совсем не для него, вместо приветствия рычал
на всех гостей, рвал в мелкие кусочки шляпы и перчатки, оставленные по
неосторожности в передней. В награду за такую "добродетель" хозяева обожали
деспота и с наступлением лета спорили, кто из них имеет больше прав увезти
его с собой в деревню на каникулы.
За этот год безделья и умственной дремоты в Мане развилась так и
оставшаяся в ней на всю жизнь страсть к деревенской жизни. Приглядываясь то
к одной, то к другой местности в разные времена года, она непрерывно
открывала все новые красоты польской земли, по которой расселились ее
родственники. В мирной, спокойной Зволе ничто не останавливает взора, и
круглый горизонт кажется таким далеким, как нигде в мире. У дяди Ксаверия в
Завепшице пасутся на лугах пятьдесят породистых лошадей - целый завод. Заняв
у своих кузенов не очень изящные брюки, Маня изучает галоп, крупную рысь и
становится наездницей.
Она впервые видит перед собой Карпаты - какая красота! Сверкающие
снежные вершины и стройные черные ели приводят ее, дитя равнины, в
восторженное оцепенение. Ей не забыть ни прогулок по горным тропкам в
зарослях черники; ни хижин горцев, где каждый резной деревянный предмет -
произведение искусства; ни маленького озера, зажатого среди вершин,
холодного и чистого, похожего на синий глаз, с таким красивым названием -
Морское око.
Здесь, близ Карпатских гор, у границ Галиции, Маня проведет зиму в
шумной семье дяди Здзислава, нотариуса в Скальбмерже. Хозяин дома -
весельчак, его жена - красавица, три дочери только и думают о том, над чем
бы посмеяться.
Разве соскучится здесь Маня? Каждую неделю приезд какого-нибудь гостя
или местный праздник вызывает увлекательную суматоху. Родители готовят дичь,
дочки пекут пироги или же запираются у себя в комнатах и спешно нашивают
ленты на пестрые костюмы для предстоящего маскарада.
Достаточно ли сказать, что это бал? Конечно, нет! Это феерический
объезд всей округи в разгар масленицы. Вечером по снегу двое саней мчат
укрытых полостью Маню Склодовскую и трех ее кузин в нарядах краковских
крестьянок и в масках. Их сопровождают молодые люди в живописных
крестьянских костюмах, верхом и с факелами в руках. А между соснами мигают
другие факелы, и в ночном морозном воздухе слышатся ритмичные звуки: это
подъезжают сани с музыкантами, которые в течение двух суток будут извлекать
из своих скрипок упоительные мелодии вальсов, краковяков и мазурок, а все
присутствующие станут подпевать хором. А сейчас четыре неистовых музыканта
играют до тех пор, пока еще трое, пятеро, десятеро саней не откликнутся на
призыв скрипок и не разыщут их в ночной тьме.
Невзирая на ухабы и головокружительные спуски по обледенелым склонам,
музыканты не пропустят ни одного прикосновения смычка к струнам, ни одной
ноты и торжественно проводят до первой остановки эту фантастическую ночную
|
|