|
притязать на статус
древней традиции, уже содержится в комментариях.
Согласно Винае
[164]
, Будда четыре недели оставался у дерева Бодхи. На протяжении первой недели он
находился под самим деревом Бодхи, где размышлял о Цепи Причинности. Вторую
неделю он провел у баньяна козьего пастуха
(аджапала)
,
где к нему обратился надменный брахман, который спрашивал его, каковы признаки
брахмана. На третьей неделе он отправился к дереву Мукалинда, и там во время
грозы, продолжавшейся семь дней, нага, змеиный царь Мукалинда, обвивался вокруг
его тела, защищая его своим капюшоном. Именно тогда, согласно джатаке, явились
дочери Мары и предприняли последнюю попытку поколебать его
[166]
. Последнюю неделю он провел в размышлениях под деревом раджаятана. Название
означает «приют царя», возможно, бога дерева. Более поздние источники
увеличивают этот срок до семи недель
[167]
. В джатаке добавления к этому сюжету начинаются после первой недели; там
сказано, что вторую неделю Будда провел возле дерева Бодхи, на которое он
смотрел не моргая, и поэтому там было воздвигнуто святилище Анимиса —
«Святилище не-моргания». На третьей неделе он отправился на драгоценную
прогулку (Святилище Ратана-чанкама), а четвертую провел в драгоценном доме
(Святилище Ратана-гхара), где продумал Абхидхамма-питаку. Эти святилища, как и
те, что были воздвигнуты в честь побега Будды из дома, вероятно, действительно
существовали во времена комментаторов и были подходящими объектами для
возникновения преданий.
Когда четыре недели (или семь недель) подошли к концу, явились два купца,
Тапусса и Бхаллика, ехавшие из Уккулы (Ориссы). Предупрежденные божеством, они,
приблизившись к Будде, предложили ему рис и медовые пряники. Будда подумал:
«Татхагаты не принимают еду в руки. Куда мне принять рис и медовые пряники?»
Тогда четыре великих царя, боги четырех стран света, принесли четыре каменные
чаши. Он принял чаши и поел, когда в них положили еду
[168]
.
После трапезы купцы отвесили ему земной поклон и сказали: «Господин, мы идем к
вам, как в убежище, мы идем к Учению, как в убежище. Примите нас отныне и на
всю жизнь как мирян — последователей, которые пришли к нему как в убежище». Вот
какими были первые буддийские миряне, посвященные при помощи двойной формулы
[169]
. Рассказ об этом посвящении неудачно помещен непосредственно перед фрагментом,
в котором говорится о сомнениях Будды в необходимости наставлять людей; однако
он действительно не обучал купцов. В «Лалитавистаре» он произносит долгое
заклинание, даруя им богатство и счастье в четырех четвертях мира и под
двадцатью восемью лунными созвездиями. Все события вплоть до этого момента
оказываются вставками в
|
|