|
описании аскезы мы находим информацию, что Будда считал неправильными
путями усилий. Из описания Просветления мы узнаем о «правильном сосредоточении»
на благородном Восьмеричном пути, поскольку каждый благородный адепт может
следовать по Пути, открытому Всепросветленным.
Глава 7 . Первая проповедь
За историей Просветления, рассказанной в «Маджджхиме», непосредственно следует
повествование о путешествии в Бенарес и обращении пяти монахов.
Тогда я подумал: вот я обрел учение, глубокое, трудное для восприятия, трудное
для знания, спокойное, запредельное, вне сферы рассуждений, тонкое, которое
могут познать мудрые. Человечество погружено в свои привязанности и находит в
них отраду и удовольствие. Человечеству, погруженному в свои привязанности...
трудно увидеть принцип причинности, причинное происхождение. Трудно увидеть
принцип прекращения существования всех сложных вещей, отказа от привычки к
перерождениям, затухания всех желаний, отсутствия страсти, прекращения, нирваны.
Но если бы мне пришлось наставлять в Учении, а другие не понимали бы его, это
стало бы для меня скукой и томлением. К тому же затем сами собой пришли мне на
ум строчки, не слышанные мной раньше:
«
Посредством мучительных усилий обрел я это,
Но не стану провозглашать;
Ведь осажденные страстью и ненавистью
Не обратятся охотно к этому Учению.
Это Учение прекрасное, против течения,
Тонкое, глубокое, трудно увидеть,
Они не увидят его, охваченные страстями,
За сгустившейся покровом тьмой.»
И так, монахи, пока я размышлял, сознание мое обратилось к бездействию, а не к
наставлению в Дхамме. Тогда Брахма Сахампати, зная, какие мысли появились в
моем сознании, подумал: поистине мир рушится, поистине мир идет к распаду,
поскольку сознание архата Татхагаты, полностью просветленного, обращается к
бездействию, а не к наставлению в Дхамме. Тогда Брахма Сахампати с той же
легкостью, с какой сильный человек мог бы выпрямить согнутую руку или же
согнуть выпрямленную, исчез из мира Брахмы и явился предо мной. Закинув край
одежды на плечо, он опустил предо мной сложенные руки и сказал: «Пусть
почтенный Господин будет учить Дхамме, пусть Сугата
[159]
будет учить Дхамме. Есть существа, в которых мало скверны, и они пали,
поскольку не слышали о Дхамме». Так сказал Брахма Сахампати и, окончив эти речи,
продолжил:
«
Среди магадхов уж давно возникло
Ученье скверное, в котором измышлено пороков много было.
Открой для них Бессмертного врата.
Услышат пусть они о Дхамме чистое повествованье.
Как тот, кто на горе стоит скалистой,
И видит весь народ, что есть вокруг,
Так ты, наполнен мудростью, восходишь
В дворец Учения и видишь все.
Взгляни же вниз, о беспечальный, на народ,
Что погружен в печали, побежден рожденьем и годами.
Воспрянь, герой, о ратный победитель,
Ведущий караван, свободный от долгов (рождения), иди по свету.
Пусть Господин изволит рассказать о Дхамме,
И узнают о ней они.»
Тогда, поняв просьбу Брахмы и жалея существа, я оглядел мир при помощи моего
буддового зрения. Я увидел существа, в которых было мало скверны и много
скверны, с обостренными или притуплёнными способностями, в хороших или плохих
условиях; некоторых из них было легко обучать, а некоторых — трудно; и
некоторых увидел я также, переживающих опасности и совершающих проступки,
которые влияют на будущую жизнь. И как синие, красные или белые лотосы,
некоторые из них рождаются в воде, растут в воде, не поднимаются из воды, но
растут погруженными в нее; некоторые рождаются в воде, растут в воде и
обрызганы водой, а некоторые рождаются и растут в воде, но выдаются из нее, и
вода на них не попадает — точно так, обозревая мир при помощи моего буддового
зрения, я увидел существа, в которых мало скверны (и т.д., как выше). Тогда я
обратился к Брахме Сахампати, произнеся такие стихи:
«
Открыты для них двери Бессмертн
|
|