|
ими кистями и ногтями медного цвета и,
будто легко касаясь весов правой рукой, ударил правой рукой три раза по голове,
правой рукой ударил свое ложе и ею же стукнул по земле. Тогда земля взревела,
произведя глубокий и жуткий звук. Армия Мары — такая могучая, хорошо
вооруженная — пришла в тревогу, испугалась, задвигалась, забеспокоилась и
ужаснулась, рассеялась и исчезла. Слоны, кони, колесницы, пехота и наемники
упали. Некоторые пали на руки, некоторые — на лица, некоторые — в судорогах,
некоторые — на спины, некоторые — на левые бока, а некоторые — на правые. Тогда
злой Мара подумал и написал тростинкой на земле: «Отшельник Готама спасется из
моего царства».
Две черты, общие для разных рассказов, — это прикосновение к земле с целью
призвать ее в свидетели (излюбленная поза, воспроизводимая скульпторами) и
первые слова после Просветления. Палийский комментатор дает их в таком виде:
Ныне Мара, услышав эти слова («Страсти — твоя первая армия и т.д.»), сказал:
«Неужто ты не пугаешься при .виде такого якши, как я, монах?» — «И правда, я не
боюсь, Мара». — «Почему ты не пугаешься?» — «Поскольку я достиг наилучшего в
добрых делах, в раздаче милостыни и в других». — «Кто знает, что ты давал
милостыню?» — «Есть ли нужда в свидетеле здесь, злой? Когда в одном из рождений
я был Вессантарой и раздавал милостыню, от власти этой земля сотряслась семь
раз в шести направлениях, свидетельствуя». Вслед за этим земля до самого океана
сотряслась, издав жуткий звук. И Мара, испугавшись его, как падающего камня,
спустил свой флаг и бежал со своим воинством. Тогда Великий, за три стражи
приобретя три знания, произнес на рассвете эту удану:
Через мирской круг многих рождений
Тек безостановочно
мой ход
В поисках строителя дома:
Больно рождаться вновь и вновь.
Строитель! Тебя теперь я вижу,
Больше ты не построишь дома,
Сломаны у тебя ныне все стропила,
И конек крыши разрушен;
Части сознания моего разлетелись,
Предел стремлений достигнут.
Мара при звуках этой уданы приблизился и сказал: «Он знает, что он — Будда.
Поистине последую я за ним, чтобы посмотреть на его поведение. Заметив в его
делах или словах какой-нибудь промах, я потревожу его». И, следовав за ним
шесть лет, пока он был Бодхисаттой, он следовал за ним еще год после того, как
он достиг буддовости. Тогда, не найдя ни единого промаха у Господина, он в
недовольстве произнес эти стихи: «Семь лет и т.д.»
Приведенные выше стихи, вложенные в уста Будды, встречаются в «Дхаммападе» (153,
154), но в них нет ничего применимого специально к Будде. Они говорят о
просветлении, которого может достичь на Благородном Восьмеричном пути любой
адепт. Вряд ли следует сомневаться, что это «блуждающие» стихи какого-то
неизвестного архата не только потому, что более ранние рассказы игнорируют их,
но и потому, что самый ранний фрагмент, где упомянута удана, дает совсем другой
набор строф (это «Махавагга» в Винае
[149]
). Комментатор «Дхаммасангани»
[150]
также следует повествованию в Винае, но добавляет стихи из «Дхаммапады»,
поскольку они соответствуют первым словам Будды в «Дигхе». В Винае приведены
такие стихи:
«Когда поистине явились вещи
Усердному в созерцании брахману,
Его сомнения полностью исчезают,
Потому что он узнает вещи с их причинами.
Когда поистине явились вещи
Усердному в созерцании брахману,
Его сомнения полностью исчезают,
Поскольку он достиг разрушения причин.
Когда поистине явились вещи
Усердному в созерцании брахману,
Он стоит и поражает воинство Мары,
Будто солнце, освещающее небосвод.»
В этом пассаже говорится, что Будда трижды медитировал над Цепью Причинности в
прямом и обратном порядке и к концу каждой из трех страж ночи произнес первую,
вторую и третью строфы уданы соответственно. Поскольку стихи, где упоминаются
причины, судя по всему, отсылают к догмату о Цепи Причинности и непосредственно
соответствуют ему, они не так правдоподобны, как стихи «Дхаммапады», ведь эта
формула полностью отсутствует в более ранних рассказах о Просветлении.
Но это не все. В одном из рассказов в «Махавасту» в качестве первых слов дается
другая удана, где представлена совершенно новая точка зрения:
«
Приятно созревание достоинств,
Сверх того приятен успех желаний;
Быстро приходит он к достижению
Высочайшего мира и блаженства.
Перед ним зловещий отблеск
Божеств из воинства Мары;
Они не могут стать помехой,
Когда он пришел к совершенству
.»
Для этих стихов главное — не просветление, по сравнению с которым накопление
достоинств не имеет значения, а совершенные ранее дебрые дела, при помощи
которых адепт побеждает Мару. Но представление о достоинствах занимает важное
место в
|
|