Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Исторические мемуары :: Томас Эдвард - Будда.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-
 
ать за ним и наблюдать. Если он не был человеком, он должен 
был пропасть; по мнению Бимбисары, если это был бог, он растворился бы в 
воздухе, а если нага — ушел бы в землю. Но если это человек, он должен был 
съесть то, что получил в подаяние. Видели, что он пошел к холму Пандава и, 
переборов свое недовольство необычной для него едой, съел ее. Тогда к нему 
пришел царь и, довольный его манерами, предложил ему полную верховную власть, 
но Готама отказался, сказав, что он оставил мир, желая высочайшего просветления.
 Тем не менее, хотя он отверг повторные просьбы царя, он обещал прийти в его 
царство первым после того, как станет Буддой, и затем ушел, посетив по очереди 
наставников Алару и Удаку. Комментарий к «Тхеригатхе», который, вероятно, 
является поздним текстом, сообщает, что сначала он отправился к уединенному 
жилищу Бхаггавы.


«Джатака» добавляет, что полный отчет об этом можно найти в сутте об Отречении 
(«Паббаджа-сутте») и в комментарии к ней. Тем не менее эта сутта, содержащаяся 
и в Палийском каноне, и в «Махавасту»
[134]
, отличается от «Джатаки». Сначала царь видит его и, заметив его красоту и 
потупленный взор, посылает гонцов узнать, где он живет, затем навещает его, 
предлагает ему богатство и спрашивает, из какой он семьи. Готама рассказывает 
ему об этом, не упоминая, что он царевич, и говорит, что он не желает 
удовольствий, а видит в них зло, и, стремясь достичь спокойствия в отречении от 
мира, он отправляется практиковать аскезу. Здесь сутта кончается, но 
«Махавасту» добавляет две строфы другого размера, которые содержат просьбу 
Бимбисары и обещание Готамы, что он вернется и будет проповедовать учение в его 
царстве. Этот эпизод также добавлен палийским комментатором сутты.


Но «Махавасту» помещает это событие после визита к Аларе и говорит, что Готама, 
оставив Кантаку, навестил уединенное жилище Васиштхи и затем остался с Аларой. 
Именно уйдя от последнего, он отправился в Раджагаху и встретился с Бимбисарой 
и там же принялся за постижение наставлений Удраки (Уддаки). «Махавасту» 
приводит и другой рассказ, согласно которому, оставив мир, он отправился прямо 
в Вайшали, ни к кому не зайдя по дороге, присоединился к Аларе и, отвергнув его 
учение, отправился в Раджагаху, где практиковал учение Удраки. Здесь мы имеем 
более ранний рассказ, который, как и самая ранняя палийская версия, не знает 
ничего об истории с Бимбисарой
[135]
.


«Лалитавистара» дает намного более разработанное повествование. После того как 
Готама получил отшельнические одежды, он был принят в уединенном жилище женщины 
Шаки
[136]
из касты брахманов, затем у женщины Падмы из касты брахманов, а затем у 
брахманского мудреца Райваты и у Раджаки, сына Тримандика. Затем он прибыл в 
Вайшали и присоединился к Аларе. История встречи с Бимбисарой в Раджагахе 
рассказывается в стихотворной вставке на гибридном санскрите, которую заключают 
слова о том, что Готама оставил город и отправился к берегам Неранджары; таким 
образом, здесь игнорируется визит к Уддаке (Рудраке). Прозаический текст в 
следующей главе продолжает рассказ об его обучении у Уддаки почти в тех же 
выражениях, что и палийская версия.


Другие события шести лет аскезы интересны в основном как примеры 
изобретательности комментаторов. Когда он потерял сознание от аскетической 
практики и его отцу сообщили, будто он умер, Суддходана отказался верить этому 
из-за пророчества Каладэвалы. Его мать прибыла с небес и произнесла 
трогательную жалобу в стихах, но он пришел в себя и обещал, что будет жив и 
скоро станет Буддой. Когда он решил снова принять обычную пищу, говорит 
«Джатака», он получил ее от девушки Суджаты
[137]
, рожденной в семье домохозяина по имени Сенани в селении Сенани
[138]
близ Урувелы. Она рассказала баньяну о своем желании родить сына и обещала 
каждый год делать ему подношения, если оно исполнится. Родив сына, она послала 
свою служанку Пунну приготовить место для подношения. Это было в самый день 
просветления, в полнолуние месяца висакха (апрель—май), и Пунна, обнаружив 
сидящего под баньяном Готаму, решила, что он — сошедший на землю бог дерева. 
Ночью накануне ему приснились пять великих снов
[139]
, и он проснулся с уверенностью, что в этот день станет Буддой. Пришла Суджата, 
предложила ему еду в золотой чаше, и та глиняная чаша, которую он чудесным 
образом получил при своем отречении, исчезла. Он взял чашу с собой на берег 
реки, искупался у брода или на пляже под названием Суппатиттхита и поел. Это 
была его единственная трапеза за сорок девять дней. Тогда он пустил чашу по 
воде со словами: «Если я сегодня смогу стать Буддой, пусть эта чаша поплывет 
вверх по течению; если же нет, пусть она поплывет вниз по течению». Она доплыла 
до середины реки, а затем понеслась вверх по течению так быстро, как лошадь 
может пробежать расстояние восьмидесяти ладоней, и утонула в водовороте, попав 
в жилище Калы, царя нагов. Там она натолкнулась на чаши трех предыдущих будд 
(этой кальпы) и осталась под ними. Проведя день в роще садовых деревьев, 
вечером он отправился по широкой дороге к дереву Бодхи в сопровождении 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-