|
праве ступу, содержащую пять
сосудов. Надпись на одном из них была выполнена буквами, схожими с
использованными в инскрипциях Ашоки. Содержание сочли относящимся к мощам Будды
[61]
.
И в комментариях, и в санскритских текстах преобладает представление, согласно
которому Будда был царевичем, потомком длинной линии знаменитых предков, и стал
бы властелином вселенной, когда бы не отверг мир. Только в редких фразах,
пришедших из ранней традиции или же отражающих достоверное знание о племени
шакьев, можем мы найти следы иных представлений. Эпоха больших царств, таких,
как Косала и Магадха, наступила, судя по всему, позже, а титул раджи
необязательно подразумевал нечто большее, чем обозначение вождя племени. Мы
знаем о племенах, таких, как ваджи, где организация была аристократической,
причем каждый представитель знати был раджей. Легенды, связанные с шакьями,
сохранили память об аристократическом правлении. Мы находим упоминания о
собрании шакьев и о раджах, о которых говорится во множественном числе.
Существуют также легенды, по которым можно понять, что их город был не особенно
значительным. В повествовании о смерти Будды Ананда упоминает шесть больших
городов, где Будде более подобало бы умереть, но в их перечень не включен
Капилаваттху; среди тех, кто получает долю мощей в этом рассказе, — царь
Аджасатту и шакьи из Капилаваттху, но царь шакьев там не упоминается. К шакьям
относятся так же, как и к другим окрестным племенам — колиям, маллам, различным
группам личчхави и прочим, которые были подчинены империей магадхов. В равной
мере значимо то, что в диалоге царя Пасенади с Буддой царь говорит и о себе, и
о Будде как о косалах
[62]
.
Ольденберг ссылается на содержащуюся в «Сутта-нипате» поэму о визите Аситы к
маленькому Будде в доказательство того, что его отец не был царем. Там сказано,
что Асита приблизился к жилищу (бхавана) Суддходаны. Но упоминание жилища, а не
дворца, вряд ли может быть аргументом, если помнить, что поэма написана сложным
размером, и в то же время слово «бхавана» часто означает жилище богов. Более
важна поэма о встрече Бодхисатты с Бимбисарой вскоре после Великого отречения.
Когда Бодхисатта странствующим отшельником прибывает в Раджагаху, царь
Бимбисара отправляется навестить его, предлагает ему богатство и расспрашивает
о его происхождении. Бодхисатта отвечает: «Есть, о царь, страна на склоне
Гималаев, изобильная богатствами и героями, живущими среди косал. По своему
роду они потомки солнца, шакьи по происхождению. Из этой семьи я ушел, о царь,
отвергнув чувственные желания»
[63]
. Сходным образом в «Сонадандасутте» в длинном перечне восхвалений Будды
сказано, что «отшельник Готама ушел из знатной семьи, из чистокровной семьи
кшатриев. Он ушел из семьи богатой, имущей, с большими владениями»
[64]
. Однако эти примеры — всего лишь отражение обстоятельств, о которых сами
летописцы не знали. Воспоминания о действительном происхождении Будды перекрыло
предание о царской семье, которая могла бы получить мировую империю. Сама
«Сутта-нипата» содержит теорию признаков великого человека, согласно которой
Будда стал бы властелином мира, если бы не оставил мир и не стал царем Дхаммы.
Брахман Села обращается к нему:
«
Подобает тебе быть царем, Господином, властелином мира, Победителем четырех
путей земли, Господином широкой страны Сизигия.
Кшатрии и меньшие цари Объединились в верности тебе; Как царь царей и господин
людей Правь твоим царством, о Готама.»
Будда отвечает:
«
Царь я и вправду, о Села, Царь Дхаммы, несравненный, Посредством дхаммы я
вращаю колесо, Колесо, которое не остановить.»
Племя шакьев принадлежало к клану
(готта,
санскр.
готра)
Готама. Готра (буквально «коровье стойло») — это клан, чьи члены притязают на
происхождение от одного предка, в данном случае от древнего брахмана риши
Готамы. Его потомки известны как Готамы или на санскрите под производным именем
Гаутамы
[65]
. Точно так же потомки риши Васиштхи — это Васиштхи (на пали — Васеттхи). Здесь
мы сталкиваемся с одной трудностью. Почему семья кшатриев — воинов, гордых
своим происхождением, претендует на принадлежность к готре брахманов?
Ольденберг в первом издании своего «Будды» упомянул в качестве возможного, хотя
и не вполне удовлетворительного, объяснения догадку Бюрнуфа. Бюрнуф полагал,
что это связано с церемонией правара в начале ведического жертвоприношения,
когда предки-риши жертвователя перечисляются жрецом-хотаром в формуле,
адресованной Агни; в случае, если жертвователь не брахман, перечисляются предки
родового жреца
[66]
. Но у нас недостаточно данных, чтобы с уверенностью утверждать, что этот
обычай действительно послужил причиной наименования шакьев Готамами. Мы не
знаем, насколько были распространены брахманические обычаи в этом регионе в VI
в.
|
|