Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Исторические мемуары :: Томас Эдвард - Будда.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-
 
 быть выражением 
исторически более позднего этапа, чем буддистская традиция. Айоджха дважды 
упоминается в Каноне (Сам., ш, 140, iv, 179), причем в обоих случаях сказано, 
что она стоит на Ганге. Но поскольку Айоджха определенно не находилась на этой 
реке, здесь мы, по-видимому, имеем дело с традицией, основанной на 
недоразумении, что касается особенно того фрагмента, где вместо Айоджхи 
говорится о Косамби. Косамби была столицей вамс или вате, и Каннингем 
идентифицировал ее с двумя деревнями Косам на Джамне примерно в девяноста милях 
от Аллахабада. Очевидно, пассаж «Самьютты», который помещает ее на Ганге, 
нельзя считать обоснованным. В.А. Смит считал, что она находилась дальше к югу, 
в одном из штатов Багхелкханда
[46]
.


Весали (Вайшали) все отождествляют с руинами в Басаре в районе Музаффарпур 
северного Бихара
[47]
. Таккасила, известная грекам как Таксила, была столицей гандхаров. Она часто 
упоминается в комментариях, особенно как место обучения. Несомненно, когда 
буддизм распространился на северо-западе, это было фактом. Но она никогда не 
упоминается в суттах, и нет причины полагать, что она была известна в более 
раннее время.




Глава 2 . Родина и семья Будды


O стране сакьев (на санскрите — шакьев) известно только из буддийских текстов. 
Согласно современным исследованиям, она простиралась вдоль границы Непала между 
Бахраичем и Горакхпуром, в северо-восточной части Объединенных Провинций
[48]
. Самая ранняя информация о ней содержится в вводных пассажах к рассуждениям, 
где часто упоминаются столица Капилаваттху (на санскрите — Капилавасту), 
различные деревни или селения страны шакьев и Саваттхи (на санскрите — 
Шравасти), столица косал. Из источников этих мы узнаем очень мало собственно о 
географическом положении упомянутых местностей, хотя и можем предположить, что 
их названия, как и названия таких известных мест, как Раджагаха, Весали и 
Бенарес, реальны. Это именно те элементы традиции, которые вряд ли можно 
считать вымышленными. Наше реальное знание об этих местах основано на трех 
источниках:

— на традиции, сохранившейся в комментариях, и основанных на ней компиляциях;
— на отчетах китайских паломников, посетивших святые места Фасяня (399—414) и 
Сюаньцзана (629—645);
— на современных археологических находках.

Название города, из которого были изгнаны принцы шакьев, позже основавшие 
Капилаваттху, в палийском рассказе не упоминается. В «Махавасту» этот город 
назван Сакетой (Айодхьей), а город царя каси — Косалой. Рассказывается, что 
принцы отправились на север и основали Капилаваттху на склонах Гималаев. Сакета 
кажется единственным местом, которое удовлетворяет обеим формам легенды, и 
можно предположить, что рассказ в том виде, в каком он до нас дошел, не старше 
того времени, когда Сакета заменила Саваттхи в качестве столицы Косалы
[49]
.


Город, откуда ушли принцы, не мог быть Саваттхи китайских паломников, поскольку 
они сообщают, что он располагался на северо-западе от Капилаваттху. По преданию,
 город этот находится в шести лигах (йоджанах) к югу от Капилаваттху, и, если 
мы примем вычисления Чайлдерса, согласно которым в йоджане двенадцать миль, 
этому описанию будет точно соответствовать Сакета
[50]
. Для паломников, судя по всему, йоджана насчитывала около семи миль.


Каннингем идентифицировал Саваттхи с Сахет-Махет, руинами на западной границе 
района Гонда в Оудхе к югу от реки Рапти, в 58 милях от Физабада
[51]
. В 1875 г. А.С.Л. Карлейль по результатам своих раскопок в Бхуйле (районе 
Басти) сделал вывод, что проведенная им идентификация этого места с 
Капилаваттху была «почти бесспорной, если не абсолютно убедительной»
[52]
. Но дальнейшие раскопки привели к приблизительной идентификации Капилаваттху 
как места к востоко-северо-востоку от Сахет-Махет, а по сведениям китайских 
паломников, она находилась на юго-востоке. В результате В.А. Смит поместил 
Саваттхи дальше к северо-западу. Он заявил, что обнаружил этот город на Рапти в 
пределах границ Непала, за несколько миль к северовостоку от железнодорожной 
станции Найпалгандж
[53]
. Но там были всего лишь остатки руин, расположение которых, по его расчетам, 
больше соответствовало рассказам китайских паломников
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 168
 <<-