|
умах не говорится,
что Будда останавливался в местах, расположенных за пределами земель каси,
косал, анг, магадх, куру, ваджей и малл. Даже Бенарес, который многократно
возникает в комментариях, редко упоминается в Каноне.
В Каноне несколько раз приводится упорядоченный перечень местностей, и мы можем
видеть из его вариаций и расширяющейся географии, как он постепенно
увеличивался. Даже самая короткая версия перечня, вероятно, относится к
позднейшему периоду, когда географические познания были более обширны, чем те,
что отражены в сводных списках названий мест, где произносились речи. Она
находится в «Джанавасабха-сутте»
[41]
, где Будда рассказывает о судьбе учеников, умерших в разных странах. В этой
сутте, помимо перечисленных выше народов, упоминаются чети и вамсы (ватсы),
живущие к западу от Праяги (Аллахабад), куру-панчалы, живущие к северо-западу
от косал, и маччхи и сурасены, обитающие еще дальше на западе. Получившийся
перечень из двенадцати названий расширен в «Ангуттаре»
[42]
, где к нему прибавлены: 1) ассаки в южной Индии, 2) аванти к северу от
виндхьев и на крайнем севере, 3) гандхары, 4) Камбоджи. Это так называемые
шестнадцать сил. Перечень из шестнадцати наименований считается очень старым,
возможно даже добуддийским. Но скорее всего, он сложился в результате
постепенных дополнений, в особенности это касается последних четырех названий,
которые полностью отсутствуют в самых ранних сборниках, зато часто-упоминаются
в комментариях и позднейших документах.
В более поздней «Ниддеше» перечень претерпевает дальнейшие изменения. Туда
вставлены сагары и калинги из юго-восточной Индии, а гандхаров заменяют ионы
(греки или персы). Сиамская редакция «Ниддеши» сокращает количество названий до
одиннадцати. В любом случае нас могут интересовать лишь первые шесть названий,
поскольку к остальным не привязаны никакие события жизни Будды, и они
фактически отстоят очень далеко от региона первоначального распространения
буддизма. Нигде в четырех Никаях не упомянуты ни Бенгал (Ванга), ни Цейлон
[43]
.
Ни о каких районах Деккана толком ничего неизвестно. В перечне из шестнадцати
названий сказано, что ассаки обитали у берегов Годавари. Единичное упоминание
этой реки содержится также во вводных стихах к «Параяне» — части «Сутта-нипаты»
(977). «Параяна» действительно составлена достаточно рано, но она открывается
легендой, четко обозначенной как
ваттхугатха,
«стихи к истории». Нет причины думать, что эта легенда в той форме, которой мы
располагаем, является ровесницей «Параяны». По стилю она совершенно отлична от
остального текста. Как и в прозаических введениях к другим рассуждениям в
«Сутта-нипате», в ней рассказывается об обстоятельствах возникновения
последующего текста, и большая часть ее написана стихами. Вероятно, более
ранняя прозаическая версия предшествовала стихам, поскольку история все же
имеет два окончания, первое — в прозе, а второе — в стихах, по содержанию
повторяющих прозаический фрагмент и частично совпадающих с ним лексически.
Несомненно, легенда может быть старой, но этого нельзя сказать о подробностях,
которыми она могла обрасти при переработке. В ней описано путешествие — кружной
путь от Годавари мимо Уджени. Текст включает в себя большинство известных
буддийскому преданию мест: Косамби, Сакету, Саваттхи, Сетавью, Капилаваттху,
Кусинару, Паву, Бхоганагару, Весали и город магадх (Раджагаху). Вполне возможно,
что маршрут путешествия соответствует действительному маршруту, проложенному в
то время, когда эти места стали объектами паломничества. Кроме того, существует
перечень городов, принадлежащий к тому же слою предания, что и перечень стран.
В рассказе о смерти Будды Ананда говорит, что господину не подобает умирать в
таком маленьком месте, как Кусинара, ведь есть большие города, например, Кампа,
Раджагаха, Саваттхи, Сакета, Косамби и Бенарес
[44]
. Ангская Кампа находилась поблизости от современного Бхагалпура. Раджагаха
носила также название Гириббаджа. Это была старая Раджагаха — город, окруженный
пятью холмами. Новый город, как говорят, был построен Бимбисарой. Впоследствии
столицей магадх стала Паталипутта
[45]
. По преданию, перед смертью Будда пророчествовал, что крепость, строившаяся
царем Аджатасатту на Ганге в Паталигаме для защиты от ваджей, станет столичным
городом Паталипуттой. Традиции, повествующей о возвышении этого города,
очевидно, можно доверять, если воспринимать ее не как предсказание, а как
реальное знание составителя в то время, когда данный город действительно был
столицей.
Саваттхи была столицей косал, и ее местонахождение обсуждается ниже. «Рамаяна»
называет столицей Айодхью (на пали — Айоджха, современный Оудх или Айодхья
недалеко от Физабада). В позднейших текстах Айодхью идентифицируют с Сакетой.
Вряд ли можно сомневаться в том, что Сакета — это Айодхья санскритских текстов.
Различие названий может объясняться тем, что Сакета — это название района (так
и Бенарес называют Каси); или же какой-нибудь победоносный царь нарек город
новым именем Айодхья, что значит «непобедимая». Существует возможность, что с
расширением власти Косалы на юг Сакета или Айодхья заняли место Саваттхи в
качестве столицы. Следовательно, традиция «Рамаяны» може
|
|