|
желает мне зла. Я просил Шир-Баграма привести доказательства справедливости
его заключения, и он высказал, что удостовериться в неискренности ампра
Хусайна очень легко, так как если он ко мне самому расположен, то он должен
милостиво относиться и к служащим у меня, а потому посоветовал написать
амиру Хусайну просьбу о помиловании от его имени и от имени других
военачальников, которые прежде служили у амира Хусайна, а потом перешли ко
мне; если амир Хусайн, прочтя их просьбу, отнесется к ним благосклонно, то
значит, он и ко мне расположен, если же не помилует всех обратившихся к нему
с просьбой, то это послужит мне доказательством, что амир Хусайн и мне
желает зла. Шир-Баграм с несколькими военачальниками написали упомянутую
просьбу и отправили по назначению. Амир Хусайн, получив прошение, разорвал
его и высказал при этом, что он не только не согласен простить просителям их
вину, но от души был бы доволен, если бы ему удалось всех их убить. Услышав
об этом, я решился покончить с амиром Хусайном, и тотчас же послал Баграма с
Адиль-богадуром в область Джилян, чтобы они собрали там и привели ко мне
войско. Шир-Баграм собрал много людей и укрепился в Сат-руни и Каите. В это
время амир Хусайн стал льстивыми обещаниями склонять Шир-Баграма изменить
мне и вновь перейти к нему на службу. Это удалось ему. Когда я узнал об
измене Шнр-Баграма, я написал ему письмо следующего содержания: "Презренный!
Ты сам поссорил меня с амиром Хусайном, ты зажег огонь, от которого сам
сгоришь и будешь растоптан". Так в конце концов и случилось. После этого я
послал к Ходженту Аббас-богадура и амира Джагу, но они, видя, что ссора
между мною и амиром Хусайном не может окончиться примирением, за благо
рассудили остаться там, и я об этом узнал. В это время мне исполнилось 39
лет. Когда я двигался от Карши к Самарканду и сделал уже один переход, амир
Сулейман и Чадырчи бежали от меня и присоединились к амиру Хусайну. Вскоре
умер амир Хызр Ясури. Тогда Али Дарвиш, Ильяс- Ходжа, Махмуд бежали от амира
Хусайна и присоединились ко мне. В то же время возвратились из Ходжента и
пришли тоже ко мне амиры Джагу, Аббас и Баграм Джаллаир. Я прибыл в
Самарканд. Жители этого города обратились ко мне с просьбой, чтобы я, по
своему усмотрению, поставил им правителя. Я назначил для этой цели
Кара-Хинду. Когда я ушел из Самарканда, я узнал, что поставленный мною
правитель, индиец душой, мне изменил и перешел на сторону амира Хусайна. В
это время я был огорчен печальным известием: моя жена Альджой Туркан-Ага,
сестра амира Хусайна, скончалась. Я вспомнил при этом стих Корана: "Те,
которых постигнет какое-либо бедствие, говорят: "мы во власти Бога, и к нему
возвратимся". Амир Хусайн, услышав о смерти своей сестры, тоже был очень
огорчен. Со смертью моей жены прекратилось и наше родство с ампром Хусайном:
между нами не осталось ничего, кроме вражды и ненависти. Посоветовавшись со
своими военачальниками, я стал собирать войско, чтобы напасть на амира
Хусайна. Я молился Богу со словами: "Он лучший из защитников, и на него
можно полагаться". Выйдя из Карши, я прежде всего послал амира Сайфиддинас
отрядом вперед, в Джаганы, чтобы разведать о намерениях амира Хусайна.
Вскоре я получил от моего посланного письмо, в котором тот предупреждал
меня, что враг мой втайне делает приготовления к войне со мною, но действует
больше хитростью. Амир Сайфиддин советовал мне быть осторожным. Я двинулся в
город Кахлака, и в это время получил от амира Хусайна письмо, в котором он
высказывал желание заключить со мной нерушимый союз, и не на словах только,
а вполне искренно. При этом амиры Ясура, которые опасались амира Хусайна,
думая, что мы вскоре примиримся, задумали бежать. Узнав об этом, я разорвал
в их присутствии письмо амира Хусайна и убедил всех военачальников моих, что
дело между нами может быть решено только мечом. Это мое решение произвело на
всех весьма отрадное впечатление. Амир Хусайн, узнав, что я не намерен
помириться с ним, отступил. Я возвратился в Карши.
Через несколько дней амир Хусайн, выслав вперед Шир-Баграма, двинулся с
целью победить нас хитростью и, придя в Уч-Ганы, остановился. Я находился в
Хырасе. В это время ко мне явился казначей амира Хызра и доставил мне Коран,
на котором, по его словам, амир Хусайн дал клятву, что никогда не будет
враждовать со мной и что если он еще позволит себе что-либо предпринять во
вред мне, то пусть он будет моим пленником. При этом посол добавил, что амир
Хусайн желал бы принесенную им клятву повторить, для вящего убеждения, в
моем присутствии, а потому и просит меня прийти для свидания с ним в долину,
принадлежащую Кичик-беку. Между тем в назначенном для предполагаемого
свидания месте амир Хусайн озаботился приготовить два отряда войск, чтобы
взять меня в плен, если я туда приду. Я догадался, что и клятва и
приглашение-- не больше как хитрость со стороны моего врага; поэтому, чтобы
не дать возможности амиру Хусайну восторжествовать надо мною посредством
предательства, я, со своей стороны, тоже расставил в разных местах степи
отряды своих богадуров. Между тем от амира Хусайна пришло известие, что он
выступает в долину без войска, в сопровождении лишь свиты в числе 100
всадников и что меня он просит довериться ему и также идти в долину без
войска. В средине долины, писал амир Хусайн, есть хорошее место, мы там
встретимся. Зная о хитрости амира Хусайна, я выступил в долину с тремястами
всадников, а амир Хусайн взял с собой до тысячи всадников. Издали заметив
двигавшегося ко мне навстречу амира Хусайна, я остановился. Тайно
поставленные амиром Хусайном военачальники и отряды напали на меня; скрытые
мной для моей защиты воины явились с двух сторон и начали сражение. Удар
моих богадуров был так силен, что войско амира Хусайна не выдержало и
первого натиска моих воинов и в страхе обратилось в бегство. Мои богадуры
|
|