|
В отчаянии, я возвратился к шейху, которого оставил, и рассказал ему
подробно все, что случилось со мною с того времени, как мы расстались.
Шейх сказал мне: "Владычество принадлежит одному кутбу, наместнику
Бога, который, по приказанию кутба кутбов, оказывает помощь султану; к
последнему, по смерти кутба, переходит вся власть. Власть Кайсара
поддерживал один человек Божий, этот народ исчез и власть его перешла к
тебе".
Эти слова почтенного старца навели меня на мысль, что мое могущество и
слава дошли тоже до высшей точки, но я надеялся, что на мое место встанет
какой-нибудь справедливый царь. Чтобы сделать богоугодное дело, я отпустил
на волю 4000 пленных "руми" и защитил Туран от набегов узбеков. Мне удалось
прекратить в этой стране грабежи, и я овладел страною Мавераннахр. За мое
благополучие стали молиться во всех мечетях имамы, стоящие на возвышениях
(минбар), за меня стали возносить к Богу молитвы потомки пророка и высшие
духовные лица.
Однако нашелся недовольный таким отношением ко мне народа. Хазрет
Убайдулла, самый знаменитый из высших духовных лиц, громко высказал: "Тимур
-- кровожадный турок: он убил много народа; за него молиться нельзя".
Вскоре после выраженного таким образом протеста против молитв за меня,
Убайдулла в одну ночь видит во сне самого пророка и рядом с ним, меня
сидящим. Убайдулла трижды почтительно поклонился пророку, но тот не обратил
на него никакого внимания и даже не счел нужным ответить на обращенное к
нему приветствие. Огорченный таким обращением, Убайдулла, обратился к
пророку с речью: "О, пророк Божий! я служитель твоего шариата, Тимур --
кровопийца, истребивший много людей, между тем ты его принимаешь, а меня
отвергаешь". Пророк, выслушав Убайдуллу, возразил ему, что хотя,
действительно, по моей воле гибнет много людей, но этот грех свой я вполне
искупаю своим почтительным вниманием к потомству пророка на земле и потому,
без всякого сомнения, за такого правителя народ должен молиться.
Услышав такое мнение самого пророка, Убайдулла проснулся и поспешил ко
мне, чтобы выпросить прощение за причиненную мне, по неведению,
неприятность. Все это быстро узнал весь народ, и все убедились, что за меня
молиться следует. Подданные мои сказали: "Да поможет ему Бог" и поняли, что
я действительно пользуюсь особенной милостью Божьей.
Убедившись, что Пророк милостиво не отказывает мне в своей помощи, я
стал еще с большим уважением относиться к его потомству.
Одной из милостей Божьих было то, что в 1398 г. я с 400 000 конницы
двинулся к г. Эрзруму. Двигаясь по направлению к этому городу, вместе со
своим войском, я внимательно наблюдал за тем, что делается по сторонам
дороги, по которой мы шли. Я скоро заметил, что со стороны Ирака к нам
приближается большая толпа народа. Через час воины, охранявшие движение моей
армии, донесли мне, что со стороны Ирака видна еще толпа арабов. Прошел еще
час, и я получил новые сведения, что к моему поиску прибыла большая толпа
бедуинов и саидов изКербеллы и Педжефа. Всеми этими людьми
предводительствовал саид Паттах, а пред ним несли белое знамя.
Я очень обрадовался прибытию такого подкрепления и решил, что,
вероятно, люди эти прибыли ко мне на помощь по воле Божьей. Сайд Паттах,
приблизившись ко мне, сказал: "Во сне мне явился четвертый халиф, Али, и
приказал мне: доставь белое знамя брату моему Тимуру. Жители Неджефа, в свою
очередь, сказали, что белое знамя доставлено мне как помощь, при
осуществлении задуманного мною дела, как средство к исполнению моего желания
овладеть Эрзрумом. Услышав все это, я пал ниц, благодаря Бога за помощь, и
приказал записать это событие в историю моих подвигов. В то же время ученые,
находившиеся в моей свите, нашли в Коране изречение, указывающее, что в том
году Рум должен пасть; в то время прибыл Инги
- Тимур из своего убежища и поздравил меня с победой; я принял слово
"победа" за хорошее предзнаменование и вручил ему белое знамя. Он бросил
взгляд на белое знамя и начал битву.
Бог и в других случаях, кроме приведенного, неоднократно помогал мне;
так, когда я собирался в поход к столице Рума, я пожелал узнать наперед,
суждено ли осуществиться моему намерению. Для этого я отправился на могилу
святого шейха Ясави и просил погадать мне. При посредстве гадания я узнал,
что если во время войны я буду находиться в затруднительном положении, то
мне стоит только прочесть нижеприведенное четверостишие и успех дела будет
вне всякого сомнения. Стихи, которые должны были оказать мне такую помощь в
трудную минуту, следующие:
"Ты, который но своему желанию волен темную ночь обратить в день.
Ты, который можешь превратить всю землю в благоуханный цветник.
|
|