|
это народ меня очень любил и все были мне признательны. В отношениях своих к
упомянутым лицам, я руководствовался примером царя Константина; этот
благочестивый правитель. однажды собрал войско, чтобы ндти войной на царя
Рай. Двигаясь с войском в стране последнего, Константин вдруг узнает, что в
совете царя Рай заседают саиды, улемы и шейхи. Узнав это, Константин
отказался от мысли покорить царство Рай и поспешил возвратиться назадсо
своим войском. Своим приближенным и военачальникам царь объяснил свое
решение тем, что в кииге Самауви говорится о важности присутствия в совете
царском почетных лиц духовного звания. "Если в совете царя заседают духовные
лица, сказано там, то никто не в состоянии одолеть такого царя". Константин
с дороги написал султану Рай, что правление его подобно правлению царя
царей, а потому он раздумал идти воевать с царем, которого не может
победить.
12. Своим милостивым вниманием я снискал признательность людей даже
самого низкого общественного положения-- юродивых, не имеющих определенного
пристанища. Я всеми силами старался улучшить положение этих люден. К
мусульманам я был снисходителен, за каждую маловажную провинность не
взыскивал слишком строго. К потомкам пророка я всегда относился с подобающим
уважением. Я избегал выслушивать людей, говорящих неправду. Я слышал, что
слава царей зависит от их милостивого отношения к своим подданным, и в
Коране сказано, что, простив вину одному виновному, правитель тем самым
оказывает милость всем людям. Примером таких милостивых царей я и
руководствовался во всех своих действиях. Я слышал, что если Бог возвеличит
кого-либо и этот человек во всех своих делах будет руководствоваться
справедливостью и будет милостив к своим подданным, то его могущество
возрастет, если же такой человек уклонится на путь несправедливости и
жестокости, то падет и его могущество. Последствие этого, чтобы поддержать
свое могущество, я взял в одну руку свечу справедливости, а в другую --
свечу беспристрастия и этими двумя светочами освещал всегда свой жизненный
путь, т. е. правилами этими руководился во всех своих поступках. Я выбрал
себе четырех министров, проникнутых теми же идеями; назову из них Махмуд
Шахаба Хорассанского и Насреддин Махмуда-уль-Арамыра. Этим министрам я
повелел неусыпно следить за мной и останавливать меня каждый раз, как я
вздумаю поступить несправедливо, поверю чьим-либо ложным словам или захочу
воспользоваться чьим-либо чужим имуществом. Я слышал, что Бог, возвеличивая
какого-нибудь человека, оказывает ему тем самым великую милость, и такое
благоволение Творца обязывает возвеличенного человека в свою очередь быть
справедливым и милостивым. Сидя на престоле, я постоянно помнил об этом и
вполне усвоил себе эти качества.
Сильное войско мое, расположившись у Эрзрума заняло всю степь,
окружающую этот город; взглянул я на войска свои и подумал: ведь вот я один
и, кажется, не обладаю никакой особенной силой, а все это войско и каждый
воин в отдельности-- все безусловно повинуются моей воле. Стоит мне отдать
какое-либо приказание и оно будет в точности исполнено. Размышляя таким
образом, я возблагодарил Создателя, так возвеличившего меня среди своих
рабов, и спросил у мудрых высших духовных лиц, в чем заключается причина
повиновения всей этой массы людей моей воле. Улемы объяснили мое влияние
тем, что меня осенило величие Божье, и потому я силен силою и волею Божьей.
Они привели текст Корана, в котором сказано, что если правитель во всех
своих действиях будет руководствоваться справедливостью, то все подданные
его будут ему повиноваться беспрекословно, а враги его будут трепетать пред
ним. При этом преданность такому царю его подданных объясняется тем, что нет
никакой причины не быть признательным и послушным такому правителю.
Когда мне исполнился 21 год, я задумал отправиться в путешествие.
Прежде всего я обратился за напутственным благословенцем к шейху
Заинуддину-Абубекру Тайбадскому. Этот старец, благословляя меня на
задуманное мною дело, препоясал меня поясом, дал мне шапку и вручил
коралловое кольцо с надписью: "рости-расти", что означает: если будешь
справедлив, то во всем встретишь удачу. Шейх пожелал мне всякого успеха в
делах и между прочим рассказал, что из бывшего ему откровения он узнал, что
на земле есть один человек, который но всем меня поддерживает, называя
наибом пророка, что теперь я не могу увидеть этого человека, но когда-нибудь
он сам посмотрит на меня счастливым взглядом...
Оба мы совершили омовение, и затем Сайд Али-ата начал молитву, а я
последовал его примеру. Я усердно молился, и молитва доставила мне большое
наслаждение. Помолившись, кутб сказал мне: "Ты Божий гость и потому, во имя
гостеприимства, Бог готов исполнить все, о чем ты его теперь попросишь". Я
стал просить утверждения в вере (иман). Тогда мой бывший конюх сказал: "Вера
принадлежит пророку; вера есть город, вне которого некоторые произносят:
"нет божества, кроме Аллаха"; другие, внутри его, говорят, что кроме Аллаха,
нет божества; имя того города "баб-ул-абваб", там жилище произносящего
счастливые слова: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад пророк Бога"".
После этого конюх снова начал класть поклоны, и я последовал его
примеру. Когда я поднял голову после поклона, я заметил, что кутб уже умер.
|
|