|
С запада ее портал украшают трофейные врата из бывшей шведской столицы Сигтуны.
Там же, в примыкающей башне, есть лестница, что ведет на полати (хоры). На
полатях и в башне, говорят, в хорошо скрытых тайниках — хранилища несметной
новгородской казны и церковных сокровищ. Копятся они тут со времен Владимира
Святославича, но ведают ими только владыка да софийский ключарь.
Сквозь расступившуюся толпу вслед за отцом княжичи вошли внутрь.
Храм ярко освещен — на аналое крест, на столике рядом две грамоты Ярослава
Мудрого. И отец целует крест в присутствии всей знати и народа. Людей много —
должно быть, около тысячи, стоят тесно.
На князе красный кожух с жемчугами, шапка и пояс золотые, платье с отложным
воротником и множеством петель. На пальце перстень с печатью, а на печати
святой Федор, поражающий змея. Подле стоят владыка — архиепископ Антоний не в
черном, как во Владимире, а в белом клобуке — и посадник с высоким, прямым
жезлом, увенчанным перпендикулярным симметричным навершием, придававшим ему
Т-образную форму. Это символ боярской республики. Тут и господа — совет господ
— триста мужей в золотых поясах. За ними бояре и богатые купцы в долгополых
кафтанах из дорогих испанских, английских и восточных сукон. Их жены в шелках.
На шее у них обручи, золотые жгутовидные гривны; новомодные бронзовые,
стеклянные браслеты. У девушек — ленты в косах, у замужних — диадемы в скромно
уложенных волосах. Все мужчины стрижены в кружок.
На Руси не любили крайностей: «А се грехи — аще муж носит долги власы», но и то
грех «аще кто побреет бороду всю». «Овощь телесную» разрешалось выращивать, но
разумно: бороду отпускали годам к тридцати.
...В храме и вокруг него толпятся ремесленники, _-смерды. Обычные, как и всюду
на Руси, люди в «овчих шерьстех» — сермягах, высоко по талии перехваченных
поясом с лировидной пряжкой, а на поясе в кожаных чехлах висит все, что должно
быть под рукой (карманов еще не было) — и кошелек, и нож, и гребешок...
Новгородцы, говорят, великие мастаки в обработке дерева, применяют его чуть не
30 пород, да еще привозят — кедр, пихту, тисе... Гребешки всегда у них
самшитовые, как ложки и ковши кленовые, бочки дубовые...
Кончилось крестоцелование. Благословил владыка князя. Можно ему возвращаться на
Ярославово дворище — судить, да рядить.
Расположенный близ Волхова ансамбль Ярославова двора — архитектурный центр
Торговой стороны. Главное в нем — пятикупольный храм Николы времен Мономаха.
Издали видна его свинцовая кровля.
Только здесь Александр впервые понял, как трудно быть новгородским князем.
Совсем иная жизнь, чем в тихом, прекрасном Переяславле. Юному суздальцу
думалось — разве можно ставить на вече в один ряд благородного князя и
какого-то там Твердилу или Михалку, пусть и богатого, но все же мужика. А вот,
выходит, можно. И новгородское войско в поход ведет не сам князь, а посадник
или тысяцкий. Хорошо, если это свои люди, а если сторонники Чернигова? Тогда на
войско нечего и рассчитывать. На деньгах новгородских изображен не князь, а
София — ангел мудрости. И печати тут у всех свои — и у князя, и у посадника, и
у тысяцкого.
София, как и все необычное, привлекала внимание Александра, и он нередко
заходил в этот храм. Пол в Софии мозаичный. Роспись XII века и вверху огромное
по-грудное изображение Вседержителя. О нем, оказывается, своя легенда. Еще в
середине XI века, при Ярославе Мудром и владыке Луке, в Новгород «приведоша
иконных писцов из Царяграда и начаша подписывати во главе» в куполе. Иконописцы
тогда написали Спаса с благословляющей рукой, но поутру будто бы нашли ее
сжатой. По велению Луки написали снова, и опять оказалась она сжатой. Так
тщетно писали три дня. Наконец на четвертый от образа Спаса раздался глас:
«Писари, писари, о писари! Не пишите мя благословляющею рукою, напишите мя
сжатою рукою, яз бо в сей руке моей сей великий Новград держу; а когда сия рука
моя распространится, тогда будет граду сему скончание». Практичные новгородцы
измерили и Спаса: в летописце значится: «носу длина — пол 4 пяди», «очи — пол 2
пяди», подпись «Иисус Христос» — по 14 пядей, «а рука сжатая вверх 6 пядей». В
Суздале такого бы не допустили.
В простенках храма между окнами центрального барабана изображения восьми
пророков, эпически спокойных среди шума и гама Новгорода. На стенах южного
притвора — Константин и с осуждающим взглядом Елена. Много больших икон —
апостолы Петр, Павел... А внизу пестрят надписи, нацарапанные на стенах, вроде:
«Якиме стоя усне, а лба о камень не ростепе», да и другие по-хлестче. Каждый
год затирают и епитимьей карают тех, кто вырезает их, но без успеха — грамотных
теперь много.
.. Шли дни, и Александр постепенно присматривался к Новгороду. Со своим
наставником он проходил по улицам боярской столицы как по страницам ее истории.
|
|