|
Дела в Прибалтике складывались все хуже с той поры, как в 1202 году папский
ставленник рижский епископ Альберт создал здесь Орден немецких
рыцарей-меченосцев. Членами Ордена были «братья-рыцари» — воины,
«братья-священники» — духовенство и «служащие-братья» — оруженосцы,
ремесленники.
Возглавлял рыцарей магистр, при нем состоял совет. На захваченных землях
Эстонии и Латвии, в каменных замках, судом и управлением ведали у них командоры
и фогты. Орден и епископ раздавали завоеванные земли рыцарям и духовенству,
подчиняя их власти местное население, обязанное содержать своих поработителей,
ра-оотать на них и участвовать в их походах. По имени Живущих в низовьях
Западной Двины ливов, завоеваниях рыцарями, Орден стал называться Ливонским.
После захвата рыцарями островов Сааремаа и Муху, Папа Гонорий III в 1227 году
обратился «Ко всем королям Руссии»: «Твердо соблюдая мир с христианами Ливонии
и Эстонии, не препятствуйте успехам веры христианской, чтобы не подвергнуться
гневу божьему и апостольского престола, который легко может, когда пожелает,
покарать вас». Папские миссионеры-доминиканцы проникли и в южнорусские степи.
Грозные годы переживала Русская земля.
Именно тогда великий князь отправил Ярослава в Новгород. С ним была жена и
сыновья — Федор и младший Александр. Ярослав уже знал новгородцев и детей взял
не зря.
Эта встреча княжича Александра с Новгородом поразила его отличием боярского и
купеческого строя жизни от придворного, княжеского, с которым свыкся он в
отцовском Переяславле.
Александр, воспитанный в гордом сознании силы переяславского князя, ехал в
Новгород в ожидании почестей, которыми их встретит республика. Ведь и Заточник
писал Ярославу: «Как ткань испестренная многими шелками прекрасна, так и ты,
княже наш, умными боярами пред многими людьми, и по многим странам славен».
Велико, надо думать, было разочарование княжича. В огромном городе (его
наружный вал, или по-новгородски «острог», тянулся на 6000 метров) не нашлось
места для княжеского двора. Ярослав с женой, слугами и дружиной расположились
на Городище, километрах в двух к югу от северной столицы. Здесь отслужили
благодарственную службу в каменной церкви Благовещенья. На следующий день в
сопровождении сыновей и новгородских послов Ярослав отправился на Ярославово
дворище, что на Торговой стороне, где ему вскоре предстояло вершить суд и
управление, а оттуда — в Софию, чтобы принести присягу Новгороду. При братьях
Яросла-вичах состоял верный пестун Федор Данилович. Он присматривал за их
учением и воспитанием.
У стен Ярославова дворища Александр увидел шумный торг. На самом дворище
«заморские» купцы — новгородские толстосумы, что торговали со странами Северной
и Центральной Европы, — построили каменную церковь Параскевы Пятницы.
Одноглавый кубический храм с притворами. На суздальский взгляд Александра — не
дом молитвы, а амбар. Где понять княжичу, что спасение купеческой души
достигается силой молитвы, а вот товар заморский от огня оберегается еще и
толстыми стенами — в этом деле такой храм незаменим. У пяти вымолов — пристаней
Торговой стороны Волхова — Иванского, Будятина, Матфеева, Немецкого и
Гаральдова — теснились русские ладьи, шведские и норвежские шнеки, немецкие и
датские суда.
Еще больдпе поразила Александра огромная церковь Ивана-на-Опоках — центр
братщины богатейших купцов-вощаников. Вступительный взнос в это объединение
составлял 50 гривен серебра. Да и не в богатстве дело, а в тех правах, которыми
располагали здесь, в Новгороде, купцы.
Был у них и свой торговый суд. Без их совета Новгород не заключал ни одного
внешнеторгового договора. В этом же храме хранились и проверочные образцы меры
и веса: «локоть иванский» — для измерения сукон, «гривенка рублевая» — для
взвешивания драгоценных металлов и весы для воска.
К югу от Ярославова дворища расположен древний Готский двор с собственной
остроглавой церковью — Варяжской божницей, а к востоку от храма Николы
виднеется Немецкий двор с церковью Петра. У норвежцев же свой древний храм —
святого Олафа.
Пройдя всю Торговую сторону по древней Ильиной улице, приезжие вышли к Великому
мосту.
В Новгороде шагу ни ступишь, чтобы не услышать предания: говорят, что языческий
бог Перун, свергнутый при Владимире Святославиче в реку, подплыв под Великий
мост, бросил на него свою палицу — от той и начались драки на мосту.
За рекой высилась громада пятикупольной Софии. Сурово смотрит она своим широким
фасадом на Волхов. Мощные, неоштукатуренные стены отталкивали взор суздальца,
привыкшего к изысканному внешнему убранству своих храмов.
|
|