|
словно дар небес каждому державшему путь во Владимир.
Гордый и прекрасный Владимир открылся перед Александром. С Юрьевской дороги
княжич увидел его со всеми семью воротами и пятикупольным Успенским собором,
что высился в юго-западном углу Среднего города — старой, еще мономаховой,
крепости. Золотые. Торговые и Ивановские ворота делили город на три части. Его
главная улица растянулась на тысячи шагов вдоль Клязьмы до белокаменной арки
Серебряных ворот, сливаясь с дорогой на Боголюбово и Суздаль.
И все же не Успенский, а пышно убранный резным камнем Дмитровский собор должен
был привлечь внимание Александра. Могучая мужественная слаженность и
пропорциональность присущи ему. Колончатый пояс и выше его резьба по фасаду, с
боков — листы свинца, на куполе — золоченая медь. Резьба здесь словно ткань.
Зодчие связали собор с княжеским двором двухэтажным дворцом с вышкой, с башней,
стоящей рядом.
В резьбе господствуют светские мотивы: царски-величественный Александр
Македонский держит маленьких львов, здесь и скульптурный портрет Всеволода с
пятью сыновьями, среди которых был и. отец Ярослав. На престоле Всеволод в
княжеском одеянии: плащ-корзно с застежкой-фибулой на правом плече, из-под
плаща видна длинная одежда — кафтан, по подолу обшитый каймой, на рукавах —
вышитые обшлага и наручи выше локтя — также кайма вышивки и налокотники. Ниже
припадающие фигурки — мальчики-княжичи, одетые, как и сам Александр, в короткие,
до колен, кафтанчики, украшенные так же, как и кафтан Всеволода.
В лучах солнца город с золотыми куполами соборов л десятков церквей рисовался
как сказка. Новый город Владимир-на-Клязьме был задуман и осуществлен лестными
князьями как своего рода архитектурный вызов древнему Киеву-на-Днепре.
Вызывающая пышность убранства города была во вкусе дворянских нуворишей
богатейшего двора: «Любим злато и берем имение, любим храмы светлы и домы
украшены...», — писал древний проповедник, обличая роскошь аристократии,
изодетой в браслеты-наручи с резьбой, перегородчатой эмалью, ожерелья из
крупных бус и медальонов, трехбусенных серег...
Храмы не только силой проповеди, торжеством молебствия несли слово божье, слово
смирения и повиновения в народ. Они и своей роскошной живописью, этой библией
для неграмотных, способной «малыми линиями и красками» передавать зрителю
«должайшие истории», своими огромными размерами, невиданным материалом, строгой
организованностью — громадой форм должны были порождать чувство подавленности и
благоговения в тех, кто ютился в полуземлянках окрестных сел, на деревянных
улицах Ветчаной части города, толпился H,I торгу в поисках случайного заработка.
Хорошо было, сидя в хоромах за стенами Детинца, почитывать распространенный на
Руси «Стоглавец Геннадия»: «Когда ты сидишь зимой в теплой храмине,
безбоязненно обнажившись, вздохни, вспомни об убогих, как сгибаются они,
скорчившись над малым огнем, страдая от дыма и согревая только руки, когда
плечи и все тело замерзает». Вздохнуть не трудно...
При тогдашнем воспитании сильные характеры складывались в княжеской среде очень
рано. Остроконтрастные впечатления, вызванные участием с детских лет в походах
в разные, порой очень несхожие по жизненному укладу земли Руси и ее соседей,
зрелища кровавых битв, пожарищ, горе частых разлук и ранних утрат — все эти
переживания развивали потребность познавать, вырабатывали наблюдательность,
усиливали способность обобщения. Словом, ускоряли формирование личности широко
мыслящего, чуждого горемычной замкнутости мелких князьков общерусского радетеля.
Ярослав сам очень рано стал воином и политиком и, конечно, того же ждал от
сыновей, которых любил: это были по тому времени поздние дети — они родились у
него от третьей жены. Воспитывая их по своему подобию, он растил людей умных и
смелых, скрытных и решительных. Матери Александр был особенно близок — позднее
она годами жила вместе с ним в Новгороде.
Едва ли Ярославичи росли в среде смиренной покорности церкви, если их отец ни
во что не ставил ростовского епископа и помыкал новгородским. Юное поколение
князей, живших после Калки, не могло пожаловаться на невнимание отцов — они
кидали княжичей по стране в смутах взаимных усобиц и внешних вторжений. Поэтому
нравственный идеал русского витязя-рыцаря, складываясь одновременно в уме и
чувствах, рано находил выход в действии, в поступках.
Тревожная юность
Как вассал и союзник великого князя Юрия Всеволодовича, Ярослав защищал
суздальские интересы в Новгороде, Пскове, на Севере, в Прибалтике.
|
|