|
Если Онфим читал по простой, затертой от употребления учебной псалтири, то к
услугам Александра были прекрасные рукописи с хитроумными заставками, рисунками,
писанными киноварью и золотом, небесно-голубой бирюзовой краской.
Главной книгой была, конечно, Библия. Александр знал ее хорошо, а много позже
свободно пересказывал и Цитировал. Поразительна была и летопись — история «в
лицах», украшенная такими картинками, что разбегались глаза, на них глядя.
Знакомили княжича и со всемирной историей по переводам византийских хроник.
Читал он и знаменитую «Александрию» — роман III века о подвигах Александра
Македонского. На Руси в его время обреталось около 85 тысяч одних только
церковных книг. Читали ему и книги духовные, и местный «Переяславский
летописец». История изначальной Руси и повествование о твердом и победном
правлении суздальских князей западали в душу: ведь и по всему краю — ив
Переяславле, и в Суздале, и во Владимире — высились архитектурные памятники
дедова величия, воспетые летописцами.
Княжич изучал прошлое всех земель Руси, чтобы здраво судить о месте своей
отчины в стране, да и о роли Руси в Европии, Азии и Африкии — других
континентов тогда еще не знали.
Куда легче было понять разнообразие стран света, чем постичь место Земли во
вселенной.
В книгах об этом писалось разное. По «Книге Эноха» над землей семь небес, на
которых сосредоточены и стихии, и планеты, и силы тьмы, и ангелы, и на седьмом
небе, совсем далеко — бог. А Косьма Индикоплов, другой ученый авторитет, учил,
что земля плоская, а края ее в виде гор уходят в двойное небо.
Сложны были науки. И меры, и цифры. Цифра — та же буква, но с титлом-знаком,
стоящим над ней. Совсем непросто было с дробями, которые выражались словесно:
«пол-трети» — 1/6, «пол-полтрети» — 1/12, «пол-втора» — 17г (отсюда позднее —
полтора). Мерили на сажени, локти, пяди... Сажень существовала мерная — между
большими пальцами раскинутых рук, а была и косая — от земли до конца поднятой
вверх руки. Человек был мерой всех вещей. Люди были разные, и меры тоже. Города
и князья устанавливали средние меры, но и городов и княжений было немало. Их
локти, пяди и версты не совпадали, их деньги — серебряные гривны имели разный
вес *. Постигал Александр и право — «Русскую Правду», когда присутствовал на
боярском совете и в княжеском суде.
Ярослав сумел собрать при своем дворе незаурядных писателей; созданное ими
позволяет судить о духовной среде, окружавшей юного князя.
Здесь творил Даниил Заточник — автор «Моления» — сборника горьких и едких
афоризмов, посвященного Ярославу Всеволодовичу. Заточник — символический образ
тревожного и скорбного времени, мизантроп, стоящий на распутье «аки древо при
пути» — «мнози бо посекают его и на огонь мечют». Неудачник, опустившийся
дворянин, он изверился в людях — «не ими другу веры, не надейся на брата». Рн
напоминает о прежней службе и просит князя не забыть: «Егда веселишися многими
яствами, а мене помяни, сух хлеб ядуща; или пьеши сладко питие, а мене помяни
теплу воду пиюща от места незавет-рена; егда лежиши на мягких постелех под
собольими одеяла, а мене помяни под единым платом лежаща и зимою умирающа».
Боярство богатеет, теснит и князя; «Конь тучен, яко враг храпит на господина
своего; тако боярин богат и силен умышляет на князя зло». Лучше бы мне,
обращался Даниил к князю, «нога своя видети в лапте в дому твоем, нежеле в
сафьяновом сапоге в боярстем дворе». Безысходное противоречие между убожеством
и богатством вдруг устрашающе обнажилось перед ним, и он взывает к князю: «Кому
Переяславль, а мне Гореславль», «кому Боголюбово, а мне горе лютое», «кому
Белоозеро, а мне черней смолы...» Ему везде плохо. Такие мысли тревожили
сознание Александра, настораживали юного князя.
Образованные деятели церковного просвещения на Руси йидели смысл бытия в
телесной и духовной чистоте, которые достигались дисциплиной жизни и молитвы.
Ярослав же Всеволодович и его окружение смотрели на мир свободнее, шире.
Чистота — это хорошо для «простцев», для люда, а не для князей. Князь-книжник
это нечто другое; это не тот, кто переписывает книги и ропит их, а тот, кто
вникает в сокровища книжной премудрости, ищет в них ответ на вопросы
христианской мысли, жизненной сложности своего чувства.
Александр рос в среде, где не поощрялось всевластие Церкви. «Не зри внешняя моя,
но возри внутренняя моя», — писал Заточник. «Род» и «естество» человека сложны,
он не имеет врожденных свойств: «да не глаголем», — писалось в учительной
литературе, — что этот «естеством благ», а тот «естеством зол». И «благий»
бывает зол, и злой может «быти благ». Полных праведников не бывает: «Несть
праведна, иже не имать ничтоже согрешения, и несть грешна, иже не имать ничто
же блага». В душе человека три силы — разум, чувства, воля, в ней борется
«правда» с «неправдой», и не все ведающие истину ее творят.
|
|