|
повозиться в саду. Приезжая на родину, непременно иду в поле.
В семилетнем возрасте отец разрешил мне выйти на полевые работы вместе с
соседями. Силенок еще не хватало, поэтому определили меня погонышем. С утра до
вчера верхом на лошади бороновал, пахал да все удивлялся, почему это в поле так
медленно солнце к закату идет. Уставал несказанно. Поднимался, как и все, перед
восходом солнца, ложился с наступлением позднего вечера. Чтобы ненароком не
уснуть и не свалиться с лошади, пел песни. Да и они порой не помогали. Дважды,
уснув, оказывался под бороной. Хорошо, умные лошади вовремя останавливались.
Иногда клевавшего носом погоныша пахарь "взбадривал" кнутом. Из глаз сыпались
на круп лошади обидные слезы. Что и говорить - суровой была учеба. Впрочем, все
обиды забывались, когда, закончив полевые работы, мы возвращались домой.
Представлялось, что ты на голову выше своих сверстников, сидевших в это время в
избах и не испытавших, что такое настоящая крестьянская страда. Казалось, что
ты уже умудрен каким-то особым житейским опытом и это дает тебе право держаться
с особым достоинством.
Мои школьные годы тоже связаны с постоянной крестьянской работой. У нас была,
как считали мы, ученики, а особенно - наши родители, самая замечательная на
свете учительница - Зинаида Ивановна. Она говорила, что учеба и труд - это
неразрывное целое. Так что воспитание наше в школе было основано прежде всего
на привитии нам уважения к нелегкой работе на матушке-земле, на непременной
помощи старшим в их заботах, на постоянном уходе за домашними животными.
Зинаида Ивановна была инициатором соревнования на лучшую постановку дела по
откорму телят. Каждый из нас любовно ухаживал за молодняком. Это было в чем-то
схоже с современным семейным подрядом, только среди школьников. Помню, сколько
гордости испытал, когда мои старания по выхаживанию бычка по кличке Красавец
высоко оценили учительница и одна из лучших учениц нашего класса, к которой я в
ту пору питал симпатию.
Однако многие, в том числе и Зинаида Ивановна, считали, что мое призвание не на
земле работать, не на ферму идти, а быть поэтом, литератором. Стихи я начал
писать в третьем классе. Сочинял пьесы. Их ставили в школе. Любил выдать
рифмованный шарж, пародию. Они тоже звучали на школьных вечерах в исполнении
моих сверстников. Блокнот и карандаш стали моими постоянными спутниками. Я с
ними не расставался и ночью. Нередко, проснувшись, доставал их из-под подушки и
записывал в темноте рифмованные строки, которые зачастую не мог расшифровать
днем.
Это увлечение не прошло и в армии. Считаю, что во многом благодаря ему я
неожиданно вырос в глазах старшины нашей роты. Однажды, получив наряд вне
очереди уже не помню за какую провинность, я вымыл полы в казарме и подошел к
товарищам, выпускавшим на злобу дня боевой листок. Они мне показали записку
старшины со словами: "Изобразить предпоследнего на занятии по строевой
подготовке". Речь шла обо мне, нескладно действовавшем в тот день на строевом
плацу.
Взял я тогда листок бумаги, карандаш, присел на подоконник и с вдохновением
написал самокритичное стихотворение на заданную тему. На другой день курсанты
полукольцом окружили старшину роты, читавшего нараспев под их заразительный
хохот сатирические куплеты, относившиеся к "предпоследнему в строю". Каково же
было его удивление, когда он узнал, что автор куплетов сам критикуемый. Он
каким-то особенным взглядом глянул на меня, уважительно протянул руку для
пожатия. С той поры, кстати, на меня было возложено редактирование боевого
листка.
Несколько моих стихотворений позже опубликовала окружная военная газета
"Красная Армия". В последний предвоенный год пришло приглашение для поездки в
Киев на семинар молодых армейских литераторов. Разбор нашего творчества вели
известные украинские прозаики и поэты. Однажды зал содрогнулся от хохота, когда
мы услышали, как один из нас сравнил свою любимую девушку, ее красоту с дорогим
его сердцу тульским самоваром (до службы красноармеец жил, оказывается, в Туле).
Общение с профессиональными писателями обогатило меня. Однако беседы с ними
еще и убедили во мнении, что литературное творчество - не мой удел. Я в то
время уже все больше тянулся к технике. В моих тетрадках стихи вытеснялись
чертежами.
Впрочем, в школьные годы я любил мастерить с той же упоенностью, как и писать
стихи. Строил из дерева домики, от которых катились тележки к ветряным
мельницам. Познавал изменения форм, следил за прикосновением плоскостей,
улавливал переходы кривизны, соотносил динамику отдельных частей и предугадывал
кинематику целого. Конечно, ни одного из этих терминов я тогда не знал, но сами
понятия уже жили во мне интуитивно. Просто удивительно, почему вдруг мне
прочили в селе будущее литератора, а не технаря. Ведь к "железкам" я тянулся у
всех на виду.
Один за другим, словно в калейдоскопе, прокручивались в моей памяти эпизоды из
довоенной жизни. Они казались мне далекими, даже нереальными: столь сурово
выглядела военная действительность за окнами вагона. Подходил к концу 1941 год.
|
|