|
кто ему будете?
— Я брат родной, а это его племянники.
— Ну то дело другое, — монах оглянулся по сторонам. — У кружки его сама
императрица поставила. Он сие дело свято исполняет, и народ к нему валом валит.
А наши-то отцы и взревновали.
— Пошто народ-то идет? — с удивлением осведомился отец. — Аль святость в нем
невидимая ране появилась? — робко уже пошутил.
— Святой он! Святой! — с убеждением отвечал монах. — Подлинное благоговение
вызывает у прихожан постным своим видом и добродетелями. Он в постоянном посту,
молитвах и делах время проводят, сказывали, сам цесаревич Петр, — поднял вверх
ладони и значительно посмотрел на начинающих робеть родственников. — Петр
Федорович говаривал: в Александро-Невской лавре один монах — Ушаков! Пойдемте,
я вас к нему отведу.
Он повел их к тому месту, где были прикреплены кружки для пожертвований, и
вполголоса продолжал:
— Отцу Федору это дорого стоило. А его бессребреничество привело к тому, что
все монетки до одной из пожертвований шли в казну церковную. А тут народ
почувствовал, что сему монаху можно довериться. И шли к нему мужи с женами и
детьми и просили, как быть им с детьми, в миру живущими. Он отказывался советы
давать, отсылал к учителям монастырским, однако его вера убеждала и заповеди
призывали: «требующим от тебя помощи — не отврати». А так как живущие в нашей
обители люди ученые, то видывали и начали вменять ему в обиду, что, миновав их,
людей ученых, люди идут к простому старцу, и от них к нему зависть и ненависть.
Они даже к митрополиту самому обратились, и тот запретил вход всем, кто говорил,
что к Федору. Вот он! — с почтением кивнул головой монах на высокого худого
чернеца, читающего негромкую молитву. Верующие, среди которых было особенно
много молодых женщин, кланялись в такт его размеренному голосу. По окончании
молитвы одни стали развязывать узелки, расстегивать карманы и кошельки,
доставая оттуда монеты, другие сразу потянулись к кружкам, бросая туда зажатые
в кулаке пятаки. Чернец поклонился людям и, выпрямляясь, встретился взглядом с
Ушаковыми.
— Вот и хорошо, что пришли в храм божий помолиться, — по-доброму, будто и не
расставались, сказал он. — Пойдемте ко мне в келью, орешков детям дам, для
белок припас. — И зашагал неторопливо через двор к крайнему каменному строению.
Стоявшему у входа и не пропускавшему их внутрь монаху сурово сказал:
— Сродственники. Брат мой родной с детьми.
Монах в нерешительности огляделся и махнул рукой.
Когда зашли в келью, Федя поежился, — было прохладно и пусто, лишь в углу стоял
сбитый из досок топчан да в другом висела икона с лампадой.
— Хорошо, что пришли, — повторил Иван, — попрощаемся, ухожу я в Саровскую
пустынь.
Мать всплеснула руками, из глаз ее катились слезы. Отец сурово взглянул на нее,
хмурясь, спросил:
— Что ты там, в той пустыни, не видал? — и обвел руками келью. — Чем у тебя тут
не пустынь?
— То верно, везде можно людям служить. Но собрал я, брат мой, духовное братство
из многих людей и со своими духовными учениками и ученицами, холостыми мужами,
вдовами и девицами отправляюсь туда на покаяние и поклонение. Некоторые из них
у святого Синода даже исходатайствовали разводы, чтобы с нами поехать.
— Где та пустынь-то? — спросил не особенно знающий святые места отец.
— За Арзамасом в дремучих лесах, — объяснил Иван и обратился к младшему Феде: —
Кем же ты будешь после герольдического смотра?
Тот зарделся и прошептал:
— Офицером морским!
— Всякая служба богу угодна, — погладил его по голове Иван. — В миру будешь
жить, мой отрок, а он бывает жесток и несправедлив. И моя судьба может
послужить тебе уроком. Садитесь, — пригласил он всех, указав на топчан. Все
сели, а Федя и мать, наверное, из почтения к святому человеку, остались стоять.
— Я ведь, ты знаешь, — обращался он почему-то только к
|
|