|
Френкель
и Кербер - обратились с декларацией к А. Н. Т. о необходимости посетить ряд
заводов. "Мда-а, - сказал Туполев, - казус белли! Заключенные посещают ОКБ!
Попробую поговорить с Кутеповым".
Видимо, подобная необходимость была понята, и в один прекрасный день всю троицу
под конвоем Крючкова и двух тягачей повезли на завод Орджоникидзе. Как
рассказывала троица, "цирк" начался сразу же. Первый же вахтер потребовал
пропуска. Майор Крючков вынул своё удостоверение и сообщил, что остальные
"специалисты при мне". Разгневанная бабёнка усомнилась: "Какие такие
специалисты, а может, шпиёны!" Кругом заинтересовались, начала собираться толпа,
назревал конфликт. Крючков исчез и вскоре явился начальник охраны, после чего
всех пропустили в кабинет главного инженера. Когда туда вошли ведущие
специалисты завода - началось второе отделение. Сперва немая сцена, затем
расспросы: "Куда вы исчезли, где вы, что с вами?" Форма Крючкова, охранники с
пистолетами ставят всё по местам. "Свободные" всё понимают и с большой охотой
выкладывают всю необходимую информацию. Прощаются они подчеркнуто тепло. Первое
общение со свободным миром стало и последним. Надо думать, что на Крючкова и
попок оно произвело тяжелое впечатление.
Вернувшись все трое взахлёб рассказывают о вылазке за стену, и лейтмотивом был
тезис: "они понимают всё".
С этого времени информацию стали добывать чины НКВД, и это было ужасно. Путали,
привозили не те чертежи и не то, что нужно, одним словом конструировать лучшие
самолеты было крайне затруднительно.
Все же постепенно материалы собирались и открылся какой-то фронт деятельности.
После бесчисленных переделок макет самолета довелся, и Туполев информировал
Кутепова о необходимости затребовать макетную комиссию. Надо сказать, что это
событие волновало всех заключённых. Как произойдет встреча с военными членами
комиссии, которых большинство знало много лет? Ведь это политически подкованные
люди, и не проявится ли слишком предвзятое, напряженное и неприязненное
отношение к арестантам? По счастью, её председателем был назначен не просто
военный, а инженер-генерал П. А. Лосюков, умный и дальновидный человек.
Собралась комиссия в кабинете Кутепова. Когда все члены комиссии собрались и
расселись, ввели заключенных. Прохор Алексеевич сразу находит верный тон, он
поднимается, подходит к Андрею Николаевичу и здоровается. За ним встают со
своих
стульев все остальные члены комиссии, и стороны раскланиваются. После
обстоятельного доклада все вместе следуют на шестой этаж в макетный цех. Весь
натурный макет облеплен людьми в сине-голубой форме ВВС. Арестанты отвечают на
вопросы офицеров, доказывая, что спроектированный ими самолет достоин защищать
социалистическое государство. Два дня творится содом и гоморра. Наконец, все
осмотрено, ощупано, обмерено, осознано и оценено. На пленарном заседании
военные, как и обычно, выставляют максимальные требования, зэки отвечают
реальными. Постепенно страсти уступают место разуму, находятся компромиссы,
наконец акт с положительной оценкой самолета готов. По традиции положен банкет
с
вином. Компромисс находят и здесь: сотрудники НКВД с военными усаживаются за
столы, арестованных уводят.
Через много лет П. А. Лосюков сознался, как ему было трудно. Несколько
ортодоксов из числа членов комиссии пытались создать коллизию между партийной и
технической совестями. Извечный принцип передовой идеологии "как бы чего не
вышло" диктовал для спокойствия уйти от оценки, пусть начальство потом
разбирается.
Было трудно и нам, мы ожидали, что решение любого, пусть даже пустякового
вопроса могло перерасти в полемическое "ах, вы не хотите выполнить наше
законное
требование, следовательно..." Такой поворот событий мог повлечь за собой далеко
идущие последствия - карцер, отправку в лагерь, прибавку к сроку заключения ещё
нескольких лет, да и похуже. Но, слава Богу, все обошлось.
Вспоминая эту комиссию, нельзя не остановиться на отношении Туполева к
требованиям военных, которые выдвигались отдельными специалистами. К пожеланиям,
улучшающим самолет, он относился положительно и обычно их принимал. Когда же
какой-либо ортодокс выдвигал явно демагогическое, основой которого было не
столько улучшение машины, сколько желание запечатлеть в акте "какой я
|
|