|
прицепки докладываешь по радио: "Я, тридцать первый, к вылету готов!" - разве
забудешь свой позывной?
Самолет-буксировщик покатил вперед, натянул трос и потащил планер за собой.
Внимание сейчас сосредоточено на этом самолете. Скорость движения растет, и
вот-
вот почувствуешь момент, когда она станет необходимой для взлета. Плавно, чуть-
чуть, а не как в кино, берешь ручку на себя. Не видишь, как летит под тебя
земля, смазывая подробности, потому что смотришь на самолет, который на тросе
все выше затаскивает тебя. Планер, радуясь небу, пытается задрать нос, но ты
придерживаешь ручку управления, чтобы не залезть выше самолета, иначе ему будет
трудно буксировать. Превышение исправляешь небольшими ступенчатыми движениями
ручки от себя и следишь, чтобы не было и принижения, иначе можно попасть в
струю
буксировщика, что тоже неприятно затруднит его полет. Повторяешь все движения
самолета, совершая круг над аэродромом, и стараешься так держаться, чтобы
проекция киля самолета на заднее стекло его кабины делило это стекло пополам.
Уход в пеленг исправляешь либо движением ног на педалях, либо скольжением
(какое
чудное слово, написал его и чувствую, как одновременно двигаю рукой и ногой так,
чтобы шарик на приборе не уходил ни влево, ни вправо, а оставался посредине - в
этом искусство, и оно не сразу дается).
На высоте 300 метров над аэродромными знаками тянешь ручку замка, отцепляясь от
троса буксировщика. Теперь ты в небе один, в свободном полете. Ручку триммера
ставишь в нейтральное положение, и планер на мгновение как бы застывает на
месте, а затем, повинуясь тебе, уходит в сторону от самолетной струи.
Выдерживаешь одинаковый промежуток между капотом и горизонтом, что дает
постоянную скорость полета... Проходишь вперед, намечаешь ориентир - приметный
дом или церквушку, и поворачиваешь на 90 градусов влево. При сильном ветре не
доворачиваешь, он поможет. Если же после отцепки почувствуешь плохую
управляемость планера, сразу делаешь разворот, смотришь на аэродромные знаки и
в
зависимости от запаса высоты, встречного и бокового ветра строишь "коробочку".
Но если все нормально, то на высоте 270 - 280 метров делаешь второй разворот и
на двухстах метрах - третий. В воздухе следишь за летящими планерами и
самолетами. После третьего разворота намечаешь ворота на аэродроме, в которые
будешь садиться. Остался большой запас высоты - открываешь интерцепторы, чтобы
сбить ее, но закрываешь их перед четвертым разворотом, когда высота остается не
менее 100 метров. Держишь скорость постоянной - 80 километров в час, при
сильном
встречном ветре - 90. При боковом ветре прикрываешься небольшим креном. Если
после четвертого разворота высота остается избыточной, интерцепторы открываются
полностью, но, дав ручку от себя, обеспечиваешь скорость. Если посадочные знаки
уходят под планер, приоткрываешь интерцепторы, а удаляются от планера -
закрываешь плавными движениями эти "лопухи" на крыльях, от которых планер как
бы
вспухает и тормозится.
Впереди самое главное, самое ответственное - посадка. На двух метрах от земли
начинаешь выравнивание, плавно подтягивая ручку управления на себя. Чтобы сесть
без крена и выдержать направление, работаешь ручкой и педалями одновременно.
Делаешь ласковые движения ручкой - то немного на себя, то задерживаешь ее, как
бы не давая планеру сесть. Он уже хочет коснуться земли, но рано, надо сделать
так, чтобы он притерся к земле, когда у него еще нет ни миллиметра неба, а
ручка
управления была бы полностью добрана на себя...
Вот я и вспомнил через три десятка лет, как летал на планере.
Правда, тогда, в двадцатые-тридцатые годы такие полеты проходили несколько
иначе. Испытывать начинали с маленькой горки, и уже с разрешения технической
комиссии летали с Узун-Сырта. Планер вытаскивали из мастерской, летчик садился
в
кабину, его товарищи держали планер за хвост и за амортизаторы, прикрепленные к
крыльям. По команде отпускали хвост, а те, что держали амортизаторы, бежали,
как
мальчишки, запускающие бумажный змей. Планер увлекала подъемная сила,
сопровождающие отбегали в сторону, он отцеплялся и начинал набирать высоту. Или
|
|