|
могли меня исправить. Я продолжал рифмовать строчки, несмотря на мудрый
совет господина Марешаля, нашего директора, который пытался излечить меня
от моей пагубной застарелой болезни, рассказав о несчастьях малиновки,
которая выпала из гнезда, попытавшись летать раньше, чем у нее выросли
крылья. Я продолжал читать и стал самым бездеятельным, самым ленивым,
самым задумчивым учеником младшего отделения, и, следовательно, меня
наказывали чаще других" [Бальзак, "Луи Ламбер"].
Приведенная выше характеристика относится к одному из героев Бальзака,
но свидетельства соучеников писателя говорят о том, что персонаж и его
создатель походили друг на друга. Тринадцатисложный стих об инке был
написан воспитанником Вандомского коллежа Оноре Бальзаком. Однако на самом
деле в ту пору призвание толкало его не к поэзии и не к науке, а к поискам
наивной, оккультной философии. Когда руки мальчика болели от ударов
линейки, а сердце ныло от безответной нежности, "он находил приют в
небесах, которые открывались ему силой воображения". Быть может, Бальзак
созрел не так рано, как Луи Ламбер, но, подобно своему герою, он еще
подростком читал произведения писателей-мистиков, и они, по словам Филиппа
Берто, "приучили его к бурным движениям души, причиной и следствием
которых служит состояние экстаза".
"Он был бы огорчен, если бы его посчитали слишком благочестивым": во
время вечерней молитвы он "рассказывал сам или выслушивал рассказы
товарищей о дневных проказах", а за воскресной мессой подсчитывал в уме
свои карманные деньги и с горечью сознавал, как недоступны ему
"вожделенные предметы, во множества выставленные в лавочке при коллеже".
Неверие среди воспитанников Вандомского коллежа было не просто
распространенным явлением, а неким молодечеством. Сын вольтерьянца
Бернара-Франсуа никогда не отличался природной покорностью, присущей тем
детям, которые без усилий и рассуждений приобщаются к вере. Он слыл
вольнодумцем и вступал в споры со священником коллежа.
"Когда я подрос и спросил перед своим первым причастием у доброго
старичка, обучавшего нас катехизису, откуда Господь Бог взял мир, он не
ответил мне, как отвечают на вопрос, откуда взялись дети, - "под
капустой", но привел прекрасные слова из Евангелия от Иоанна: "В начале
было Слово, и Слово было у Бога". Никто в мои годы не мог бы понять смысл
этой фразы, на которой покоятся все философские доктрины и которая как бы
резюмирует их. Подобно всем неверующим, я жаждал позитивного, мне нужны
были не идеи, а факты. И я спросил его, откуда взялось это "слово". "От
Бога", - ответил он мне. "Но если все сущее от Бота, - возразил я, - то
почему в этом мире существует зло?" Добрый священник не был силен в
полемике; он понимал религию как чувство и принимал все догматы на веру,
будучи не в силах их объяснить. Однако он не был святым; и, не найдя
никаких новых доводов, он вышел из себя и засадил меня на два дня в карцер
за то, что я прервал его, когда он объяснял нам катехизис".
Но если ортодоксальность юного Бальзака была весьма спорной, если любые
догматические оковы тяготили его, он тем не менее в пору своего первого
причастия отличался "жаждой божественного". Худой, с красивыми черными
блестящими глазами, "он стал на колени и в радостном, восторженном порыве
возблагодарил Бога. Он чувствовал себя счастливым, на душе у него было
легко, хорошо..." Вечером "ему казалось, что он уподобился ангелам, потому
что за целый день не согрешил ни словом, ни делом, ни помышлением"
[Бальзак, "Красная гостиница"]. Несмотря на домашнее воспитание, которое
благодаря взглядам отца и холодности матери было не слишком религиозным,
Бальзак со времен Вандомского коллежа считал себя "предназначенным для
тесного общения с ангелами". Им предстояло вскоре занять огромное место в
его помыслах.
Директора коллежа отнюдь не были склонны поддерживать в подростке
такого рода мистицизм, смешанный с гордыней. Жан-Филибер Дессень рассуждал
скорее как ученый, чем как церковник. Его правнук Рибемон-Дессень писал о
нем:
"Человек энциклопедически образованный, он без труда переходил от
преподавания риторики и философии к преподаванию естественных наук, физики
или химии. Он даже приступил к изучению физиологии, написан небольшой
популярный трактат, предназначавшийся для воспитанников класса философии".
Наблюдатель и исследователь, автор примечательных работ по
фосфоресценции, он был склонен искать физиологические объяснения состоянию
экстаза; он готовил большой труд, где хотел показать, что чувства и
страсти связаны с изменениями, происходящими в организме человека.
Дессень учил, что наблюдения над фактами и их анализ - занятие гораздо
более плодотворное, нежели разработка любой системы взглядов. Однако
воспитанник Бальзак в противоположность своему учителю обладал умом, более
склонным к построению различных систем, чем к методическому исследованию
явлений, и втайне выработал довольно расплывчатую философскую доктрину.
Случалось, что этот слишком юный философ, отбывая наказание в "деревянной
клетке" или в каморке под лестницей, старался постичь единство мира,
исходя из представления, что мысль и воля - это реальные субстанции,
|
|