|
Оноре читал запоем: стихи и прозу, французских и иностранных авторов,
изучал философию истории, задавался вопросом, не сумеет ли он - после всех
бурных перемен, принесенных Революцией, а главное - после кодекса
Наполеона - дополнить труд Монтескье, написав книгу "Дух новых законов".
Лоранса (ей было семнадцать лет), как и Лора, писала брату; без всяких
к тому оснований она считала себя глупенькой.
"Я вывожу из терпения бабулю, на всех нагоняю тоску, и они по праву
сердятся на меня... Мама не делает никакого различия между двумя своими
Лорами; должно быть, это ей нелегко дается, ведь сестрица - не мне чета...
Почему так бывает в жизни: одна сестра душечка, а другая - никудышечка?"
Еще одно словцо из семейного лексикона Бальзаков! В словарях вы
"никудышечку" не найдете. Лоранса признавалась, что она завидует тому, как
хорошо играет на фортепьяно "милая сестрица". Но на самом деле Лора и
Лоранса нежно любили друг друга. Романтичная Лоранса уходила в свои
заросли сирени, там она мечтала о будущих женихах и уже успела похоронить
семерых - в их числе были и "танцующие пастушки", которых ей представлял
кузен Саламбье, басонщик; девушка немного стыдилась, когда при посторонних
он называл ее "кузина" и принимался разглагольствовать о своей лавке.
Как и все в семействе Бальзаков, Лоранса позволяла себе весьма смелые,
насмешливые высказывания в духе Вольтера. Побывав на торжественном
богослужении в столице, она писала сестре:
"После проповеди всякий, должно быть, чувствовал себя осужденным на
муки ада и ввергнутым в геенну огненную; но бедные мои ноги заледенели, и
я поняла, что еще не нахожусь в преисподней; вот почему я по-прежнему
расположена совершать греховные проступки: ходить в театры, на балы и в
концерты, во все эти мирские вертепы, рассадники разврата, где невинность
и целомудрие... и так далее, и тому подобное".
Дети Бернара-Франсуа дерзко осмеивали общепринятые представления людей
благонамеренных.
Оноре смотрел из своего окна на кровли Парижа, "бурые, сероватые или
красные, аспидные и черепичные". Он обнаруживал "своеобразную прелесть...
полосы света, пробивавшиеся из-за неплотно прикрытых ставен... сквозь
туман бледные лучи фонарей бросали снизу свой желтоватый свет... у
чердачного окна с полусгнившею рамой молодая девушка занималась своим
туалетом", и он "видел только... длинные волосы, приподнятые красивой
белою рукой" [Бальзак, "Шагреневая кожа"]. Он проникался поэзией Парижа и
по вечерам, чтобы подышать воздухом, бродил по Сент-Антуанскому предместью
или шел на кладбище Пер-Лашез. В предместье он наблюдал за рабочими,
смешивался с их толпою и вместе с ними возмущался хозяевами мастерских.
Иногда, следуя за какой-нибудь четой и прислушиваясь к разговору, он
вдруг ощущал, будто сливается с этим мужчиной и с этой женщиной. Тут
проявлялся его дар ясновидения.
"Моя наблюдательность приобрела остроту инстинкта: не пренебрегая
телесным обликом, она разгадывала душу - вернее сказать, она так метко
схватывала внешность человека, что тотчас проникала и в его внутренний
мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо
наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого, так же как
дервиш из "Тысячи и одной ночи" принимал образ и подобие тех, над кем
произносил заклинания... Слушая этих людей, я приобщался к их жизни; я
ощущал их лохмотья на своей спине; я сам шагал в их рваных башмаках; их
желания, их потребности - все передавалось моей душе, или, вернее, я
проникал душою в их душу. То был сон наяву" [Бальзак, "Фачино Кане"].
Откуда взялась в нем эта способность? Он обладал ею с детства.
На кладбище Пер-Лашез, стоя на холме между могилами, он видел Париж,
"извилисто раскинутый" вдоль берегов Сены, Париж в синеватой пелене,
сотканной из дыма и городских испарений. Зажигались огни. Глаза его жадно
устремлялись к этим сорока тысячам домов. Между Вандомской площадью и
куполом Дома Инвалидов обитал в особняках тот высший свет, куда он хотел
проникнуть и куда он надеялся силой собственного гения проложить себе путь
в будущем.
Семья дала ему двухлетний срок, чтобы он мог проявить свой талант. За
что приняться? Любознательность толкала его к философии. Он пытался
постичь общество, мир, человеческие судьбы. В ту пору молодые люди
зачитывались "Общей анатомией" Биша и "Анатомией мозга" Галля, ученого,
столь любезного доктору Наккару. В Вандоме, в Туре, а затем в Париже Оноре
изучал труды мыслителей, не столь близких механицизму, - труды Декарта,
Спинозы, Лейбница. В библиотеке, расположенной неподалеку от улицы
Ледигьер, он взял книгу Мальбранша "Разыскания истины". Бальзак и сам
ощупью искал собственную философскую теорию. Сохранились философские
заметки, которые он набрасывал в 1817-1820 годы. Они свидетельствуют о его
упорном желании создать свою доктрину, "сорвать последние покровы" с
истины и о страсти к чтению самых разных авторов, унаследованной от
Бернара-Франсуа. Тут фигурируют вперемежку Платон и Бель, Диоген и
Аристотель, святой Бернар и Рабле, решения Латеранского собора и труды
|
|