Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Моруа Андре :: Андре Моруа - Прометей, или Жизнь Бальзака
<<-[Весь Текст]
Страница: из 268
 <<-
 
прельстить   ум,   склонный   к   широким    умозрительным    построениям.
"Представляется, что природа  ограничила  себя  определенными  рамками  и,
создавая все живые существа, следовала единому  плану;  сохраняя  верность
главному принципу, она варьировала его на тысячу  ладов".  Короче  говоря,
каждый орган присутствует в зародыше во всех животных видах, но вследствие
различных потребностей то,  что  в  одном  случае  развивалось,  в  другом
отмирало. Так, например, в своем  знаменитом  "Мемуаре  о  рыбах"  Жоффруа
Сент-Илер указывает на  сходство,  существующее  между  плавниками  рыб  и
конечностями позвоночных. Принцип  аналогии,  принцип  некоего  равновесия
органов живых существ (ресурсы природы незыблемы, и если  в  одном  случае
она расходует слишком много,  то  в  другом  непременно  экономит)  -  вот
основа, на которой покоится теория "единства строения организмов".
   Молодой Бальзак, восприимчивый к такого  рода  оригинальным  гипотезам,
пока  еще  смутно  мечтал  о  возможности  когда-нибудь  приложить  их   к
человеческому обществу. Этот юноша был одержим неукротимым стремлением все
постичь. Он жаждал понять причины и  следствия.  Свет  первых  размышлений
помогал ему  провидеть  контуры  величественной  системы.  К  чему  он  ее
применят? К философии? К произведениям искусства? Этого он еще не знал, но
не сомневался в своих силах. Правы Виктор Кузен и  Жоффруа  Сент-Илер  или
нет,  все  равно  так  упоительно  обсуждать  эти  грандиозные,   хотя   и
расплывчатые теории со своими товарищами по факультету права (например,  с
толстяком Сотле, с которым он  снова  здесь  встретился)  или  с  молодыми
студентами-медиками, обсуждать их в перерыве между лекциями, завтракая  на
восемнадцать су в "храме голода и нищеты", в кухмистерской  Фликото  -  ее
окна с частым переплетом выходили на площадь Сорбонны. А потом ведь  можно
ослеплять своими речами домашних:  некогда  застенчивый  юноша  постепенно
становился столь же говорлив,  как  его  отец.  Однако  родные  не  желали
восторгаться этим и считали, что  Оноре  слишком  много  разглагольствует.
После длинного монолога о магнетизме, оккультных науках или единстве  мира
он дурачился и болтал пустяки, как малый ребенок.
   Родители  требовали  от  него  строжайшей  дисциплины.   Бернар-Франсуа
полагал, что недостаточно слушать лекции по  вопросам  права  в  Сорбонне,
надо тотчас же приобщаться и к юридической практике.  Оноре  пришлось  все
три года проработать у стряпчего и у  нотариуса.  Стряпчий  принадлежал  к
числу друзей семейства Бальзаков, его звали Жан-Батист Гийонне-Мервиль: то
был превосходный юрист и весьма образованный человек, любивший литературу;
когда Бальзак поступил к нему в контору клерком,  Жюль  Жанен  служил  там
рассыльным и младшим клерком, а незадолго перед тем здесь работал и Скриб.
   Годы ученичества у Гийонне-Мервиля оказались весьма  плодотворными  для
Бальзака. Он изучил судопроизводство, эту  незыблемую  процедуру,  которая
играла огромную, но еще очень мало изученную роль в жизни мужчин и женщин.
Он "жил в мире, где были на короткой ноге со  сводами  законов  и  богиней
правосудия". В будущем он превратит их в орудия  своей  мысли.  "Именно  с
помощью юриспруденции, - писал Де Саси, -  его  мысль  попытается  пробить
себе дорогу в лабиринте существования". В конторе  стряпчего  завязываются
семейные драмы, и здесь они находят развязку. Тут  Оноре  увидел  женщину,
стремившуюся лишить всяких прав  своего  мужа,  полковника  наполеоновской
армии, который вернулся из  Германии  после  плена  и,  точно  привидение,
возник перед женою, вторично вышедшей замуж; юноша  знакомился  с  сотнями
порожденных жизнью романов, раскрывавших чаще всего низменные побуждения и
реже - благородные порывы  представителей  рода  человеческого.  Он  сидел
рядом с клерками конторы,  бедными  и  алчными  молодыми  людьми,  которые
делали вид, будто для них не существует ничего святого, и могли показаться
чудовищами, но часто обнаруживалось, что они живут на свои сто  франков  в
месяц в каморке на шестом этаже вдвоем со  старушкой  матерью,  о  которой
нежно  заботятся.  Переписывая  прошения,   клерки   перемывали   косточки
клиентам. Они работали в полутемном помещении,  где  пыль  превращалась  в
жирные хлопья; вдоль стен,  украшенных  большими  желтыми  объявлениями  о
продаже недвижимого имущества, тянулись громадные шкафы, набитые  связками
бумаг; конторки и письменные столы были  испещрены  пятнами.  Здесь  стоял
тяжелый, острый запах сыра, котлет и  дешевого  шоколада,  который  варили
себе клерки, смешивавшийся с запахом пыльных бумаг.  Контора  стряпчего  -
"одно из самых отвратительных заведений на  службе  общества",  и  все  же
именно тут молодой Бальзак постигал страшную поэзию жизни. Сам он  обладал
такой неистощимой фантазией (и так умел смешить людей),  что  часто  мешал
работать своим коллегам. Однажды старший клерк прислал ему записку  такого
содержания: "Господина Бальзака просят не являться нынче  в  контору,  ибо
предстоит очень много дел".
   По вечерам он играл в бостон или вист с бабулей; с  годами  характер  у
нее смягчился, она питала слабость к внуку и порою  умышленно  проигрывала
ему небольшие суммы, которые он употреблял  на  покупку  книг.  Оноре  все
больше увлекался чтением, ему нравились трудные, редкие, необычные  книги;
в нем, казалось, без всяких оснований крепли честолюбивые надежды,  он  не
сомневался, что  его  ожидает  слава,  богатство  и  любовь.  Если  верить
свидетельству его сестры Лоры, Бальзак, несмотря на вечное  безденежье,  с
юности пользовался успехом у женщин. "Он хотел  нравиться  и  вскоре  стал
героем весьма пикантных приключений; они  еще  слишком  живы  у  многих  в
памяти, и я не решаюсь о них  рассказывать.  Могу  только  заверить,  что,
пожалуй, ни один мужчина не имел больших оснований уже на заре своей жизни
сделаться фатом". И затем Лора Сюрвиль вспоминает о том, как Оноре выиграл
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 268
 <<-