|
лампами; плату за жилье вносили консьержке - это была могущественная
особа, она могла предложить старику рантье в потрепанном парике съехать с
квартиры, если ей не нравились его политические взгляды.
В квартале Марэ можно было жить в свое удовольствие, располагая десятью
тысячами ливров годового дохода. Примерно такой доход и был у семейства
Бальзаков. По соседству обитали многочисленные друзья, принадлежавшие к
средней буржуазии, коммерсанты, еще занимавшиеся торговлей или уже
удалившиеся на покой: племя Саламбье - суконщиков и басонщиков: семейства
Малюсов и Седийо; дядюшка Даблен, старый холостяк, бывший торговец
скобяными товарами (на вывеске его лавки был изображен золотой колокол),
богатый коллекционер и великий книгочей, которому "честность и доброе
сердце" помогли приобрести множество друзей. Оноре любил этих славных
людей. Позднее, как и все художники его времени, он станет высмеивать
"буржуа" и описывать пороки этого класса - своего класса, хотя будет при
этом испытывать к ним "глубокую нежность и тайное восхищение". Старик
Думерк скончался в 1816 году; семейство Бальзаков поддерживало дружбу с
его дочерью, Жозефиной Делануа, женой генерального поставщика (провиант и
скот), женщиной весьма влиятельной. К числу их ближайших друзей
принадлежал и Жан-Батист Наккар, домашний врач семьи, автор
примечательного труда о теориях Галля "Новая физиология мозга". Доктор
Наккар настаивал на необходимости, изучая психологию, исходить из
физиологии. По его словам, душа есть результат действия физических и
химических сил в организме. Оноре читал книги Наккара, они помогали ему
разрабатывать "систему унитарного человека", согласно которой
нравственность сводилась к науке о нравах.
Окружавшие его люди остерегались занять определенную политическую
позицию. Особняки в квартале Марэ - особняк Рамбулье, особняк Севиньи -
больше уже не служили приютом для знатных родов. Правда, в этом квартале
еще попадались скромные представители "дворянства мантии", но большая
часть его обитателей принадлежала к зажиточной и почтенной буржуазии.
Устав отрекаться от собственных убеждений, все эти торговцы и чиновники
предпочитали теперь безобидные банальности серьезным взглядам, грозившим
неприятностями. Многие своими глазами видели "величие и падение" Людовика
XVI, Революции, императора Наполеона. Отныне они исповедовали
благоразумную осторожность в политике и, опасаясь новой перемены режима,
больше всего дорожили своей благонамеренностью. Почти все читали газеты в
кафе, ибо выписать газету на дом означало неосмотрительно заявить о своих
убеждениях. "Котидьен" и "Газетт де Франс" свидетельствовали о роялистских
взглядах; "Конститюсьонель" и "Деба" - о либеральных воззрениях. А читая
все вперемежку, можно было запутать следы.
В одном доме с Бальзаками жили их нотариус, метр Пассе, и старинная
приятельница бабушки Саламбье, мадемуазель де Ружмон, женщина острого ума,
хорошо помнившая старый режим и лично знавшая Бомарше. Оноре любил слушать
ее рассказы о блестящей жизни этого человека. В истории Бомарше было нечто
от сказок "Тысячи и одной ночи", а юный Бальзак обожал сказки. Почему бы и
ему не сделаться драматическим писателем? Но у его матери были совсем иные
взгляды на будущее сына. Метр Пассе выразил согласие взять Оноре к себе
клерком, а позднее сделать его своим преемником. Чего уж лучше?
Бернар-Франсуа, вечно увлекавшийся самыми необычными планами, вопрошал
себя, не сулит ли наука больших шансов на успех. Но его супруга, умевшая,
как никто, ценить время, не желала, чтобы Оноре хотя бы день пребывал в
праздности, и решила незамедлительно приобщить его к судейскому сословию.
Четвертого ноября 1816 года Бальзак был внесен в списки слушателей
факультета права, а три года спустя ему был выдан диплом бакалавра права.
Оноре пришлось одновременно частным образом обучаться и другим наукам,
посещать лекции в Сорбонне и приступить к "серьезным занятиям
литературой". В то время в Сорбонне и Коллеж де Франс читали лекции
известные профессора - Гизо, Кузен. "Они, - замечает Жорж Прадалье, - как
бы воплощали собою протест против ультрароялистов". Восторженное
поклонение вызывал у студентов совсем еще молодой в ту пору Виктор Кузен.
Между ним и слушателями существовало подлинно братское доверие. В те годы
в сознании Бальзака жили две противоборствующие тенденции: он не принимал
традиционного спиритуализма, свойственного христианству, в этом
сказывалось влияние отца, атеиста и материалиста, который во всякой
идеологии видел одну из глав зоологии; однако после Вандомского коллежа
Оноре отпугивал чистый материализм. Им владела навязчивая идея - идея
единства мира. Дух, материя - все тесно связано между собою. Кузен сделал
своей доктриной эклектизм, он стремился примирить познание фактов,
основанное на исследовании и наблюдении, с познанием самого себя, что
относилось уже к области прямой интуиции. Бальзак внимательно слушал и
запоминал, но из гордыни утверждал, будто "этот профессор составил громкое
имя, изрекая то, что каждый может узнать, прочитав несколько книг".
Необыкновенно любознательный, Оноре часто ходил в Музей естественной
истории. Там читал лекции Жоффруа Сент-Илер, зоолог и анатом, считавший
себя философом. Этот ученый полагал, что наука не может ограничиться
наблюдением и классификацией явлений; цель ее - рассуждать и делать
выводы. Он основал так называемую "школу идей" в противоположность "школе
фактов", созданной его коллегой Кювье. Бальзак восхищался главным образом
Кювье, но Жоффруа Сент-Илер (вслед за Шарлем Бонне) выдвинул научную
теорию "единства строения организмов"; доктрина эта способна была
|
|