|
комическое и трагическое, гротескное и возвышенное должны сталкиваться и
сливаться, чтобы создавалось сильное впечатление. Мрак и Свет. Ад и Рай.
Гюго был в плену манихейского дуализма. Его заблуждение сродни тому, какое
бывает у народов в пору их младенчества, - стремление воплощать
возвышенное и гротескное в противоположных ипостасях; он все видит только
в черном и белом цвете. Поэтому он и рисует чудовищ. Некоторой наивностью,
похожей на ту, которая характерна для романа "Ган Исландец", страдает и
"Кромвель", но драма поражает широтой и силой стиха.
А в те годы на силу был большой спрос. Разве молодых людей, выросших
под бой барабанов наполеоновской Империи, могли удовлетворять
благонамеренные оды и неоклассические трагедии? Один молодой полковник
говорил Стендалю: "После похода в Россию мне кажется что "Ифигения в
Авлиде" не такая уж замечательная трагедия". Публика теперь принадлежала
не к хорошему обществу, а к новому классу, уже не пугавшемуся насилия "и
все более жаждавшему сильных ощущений". В 1816 году кое-кто еще мог
верить, что Людовик XVIII - это свобода; в 1827 году никак нельзя было
думать, что Карл X - это дух столетия. Виктор Гюго начинал понимать, что
под влиянием матери и семейства Фуше его политические взгляды зашли в
тупик, а в вопросах религии богословские догмы не удовлетворяли его
воображение. Сент-Бев, новые друзья из журнала "Глобус" проповедовали ему
антидинастический либерализм; генерал Гюго, открыв ему другой лик Истории,
обратил его в бонапартиста. Да и как бы он, восторгавшийся исполинами, не
почувствовал поэзии той жизни, которую прожил Наполеон?
В 1827 году австрийское посольство устроило бал, на который приглашены
были и маршалы Империи. Один из них сказал свое имя швейцару: "Герцог
Тарентский"; швейцар громогласно доложил: "Маршал Макдональд". Другой
гость сказал: "Герцог Далматский"; швейцар провозгласил: "Маршал Сульт".
"Герцог Тревизский" - "Маршал Мортье". "Герцог Реджский" - "Маршал Удино".
Европа хотела стереть с карты французские победы; маршалы потребовали свои
кареты, уехали, и в Париже был большой скандал. Сын генерала графа Гюго с
достаточным основанием почувствовал себя оскорбленным и тотчас написал оду
"К Вандомской колонне".
Нет! Франция жива! Заслышав оскорбленье,
Отважно рвется в бой младое поколенье,
И партии спешат раздоры все пресечь,
И все вокруг встает, от гнева пламенея, -
К оружью, Франция! - и вот уже Вандея
На Камне Ватерлоо точит меч...
Напрасно Австрия плетет силки обмана!
С нее сбивали спесь французских два титана!
История в веках воздвигла Пантеон, -
Там шрамы выставил германский гриф двуликий,
Один своей стопой оставил Карл Великий,
Другой - своей рукой Наполеон...
И мне ли, мне ль молчать! Я сын того, чье имя
Навек прославлено делами боевыми,
Я слышал плеск знамен, что вьются, в бой летя!
Над люлькою труба мне пела об отваге,
Мне погремушкой был эфес отцовской шпаги -
Я был уже солдат, хоть был еще дитя!
Нет, братья, нет! Француз дождется лучшей доли!
В походах вскормлены, воспитаны на воле,
В болото жалкое мы свергнуты с вершин.
Так пусть же, честь страны лелея в сердце свято,
Сберечь отцовский меч сумеет сын солдата,
Отчизны верный сын!
[Виктор Гюго, "К Вандомской колонне"]
По правде сказать, он никогда и не был солдатом, разве что в списках
Корсиканского полка, куда отец включил его для забавы, но эта роль ему
нравилась. Молодежь встрепенулась; отставные наполеоновские офицеры,
переведенные на половинную пенсию, аплодировали, бонапартисты и либералы
торжествовали: "Наш язык стал теперь его языком, его религия стала нашей.
Он негодует на оскорбления, нанесенные Австрией, его возмущают угрозы
чужеземцев. И, встав перед Колонной, он поет священный гимн, который
напоминает людям нашего возраста тот клич, ту песню, те хоры наших воинов,
что раздавались под Жемаппом..." Предисловие к "Кромвелю" сделало Гюго
главой теоретиков романтической школы; ода "К Вандомской колонне"
завоевала ему симпатии "глобистов"; в царстве литературы закончилось
регентство Нодье, а в триумвирате Ламартин - Виньи - Гюго выделился и стал
первым консулом Виктор Гюго. Сыну генерала Гюго выпало на долю
командование Молодой Францией.
5. "ВОСТОЧНЫЕ МОТИВЫ" КВАРТАЛА ВОЖИРАР
|
|