|
вспоминая, каких опасностей избежали в дороге. Никогда Гюго не забывал это
"радостное путешествие в Швейцарию... Это одно из светлых воспоминаний
моей жизни".
4. МАСТЕРСТВО
Поразительная виртуозность Гюго
не была помехой его гению.
Жюль Ренар
С 1826 по 1829 год Гюго много работал, многому научился, много
создавал. Ошибочно было бы измерять его гигантские успехи датами
опубликования его книг: "Оды и баллады" (конец 1826), "Кромвель" (1827),
"Восточные мотивы" (1829). Некоторые написанные им вещи он держал в ящике
стола по два-три года. В "Восточных мотивах" содержатся стихи, написанные
в 1826 году; очаровательная "Песенка шута" из драмы "Кромвель" напечатана
была в виде эпиграфа еще в "Одах и балладах". Лучше будет проследить общую
линию его поисков.
В эти годы поэзия становится для него искусной игрой, в которой он
чувствовал себя мастером. Официозные "Оды" доставили ему то, что они могли
дать: теперь у него появилась публика; книгоиздатель Лавока заплатил ему
четыре тысячи франков за сборник "Разные стихи". Путешествия, беседы с
Нодье, изучение поэтов XVI века вызвали у него интерес к немецким и
шотландским балладам (так возникли баллады "Невеста литаврщика" и "Два
лучника"), а с другой стороны, у него появилось стремление к чистой
виртуозности. Он создавал фантастические баллады, или, как он называл их
впоследствии, "романсы". Политический или религиозный смысл в том, что он
писал тогда, значил для него довольно мало. Он уже был далек от мысли,
которую высказал в 1824 году, утверждая, что вся поэзия должна быть
монархической и христианской. Теперь его стихи только очаровательны.
Если ты в пути
Ночью - не шути
С судьбиной.
Зренье напряги,
Тропкой не беги
Пустынной.
Хмурый океан
Заволок в туман
Долины,
Чтоб светить не мог
Даже огонек
Единый...
Мрачен темный бор -
Вдруг настигнет вор
С дубиной?
Слышен хор дриад,
Что людей манят
В трясины;
Здесь нашел конец
Не один беглец
Невинный...
Духи под луной
Пляшут танец свой
Старинный...
[Виктор Гюго, "Песенка шута" (драма "Кромвель")]
Слова здесь поставлены лишь ради их музыкальности. То он развлекается
("Охота бургграфа"), чередуя на восьми страницах восьмисложную строку
стихотворения с односложной, которая звучит, как эхо.
Старый бургграф с сенешалем у гроба
Оба.
Готфрид святой, ты для нас господин
Один
[Виктор Гюго, "Охота бургграфа" ("Оды и баллады")].
То он пишет длиннейшую балладу трехсложным стихом ("Турнир короля
Иоанна"). Да можно ли считать это только виртуозностью? Это скорее уж
акробатика, гимнастические трюки, поражающие непринужденностью, почти что
сверхчеловеческой легкостью исполнения.
Молодому поэту Виктору Пави он дал тогда такой совет: "Быть очень
требовательным в отношении богатства рифмы, единственной прелести нашего
стиха, а главное, чтобы мысль всегда укладывалась в четкие рамки
строфы..." Это требование, добавил Гюго, - результат изучения (плохого или
|
|