|
Виктор Гюго - Алели Фуше, 20 октября 1821 года:
"Любовь, по мнению света, - это плотское вожделение или смутная
склонность, которую обладание гасит, а разлука уничтожает. Вот почему ты и
слышала, при столь странном понимании этих слов, что страсти недолговечны.
Увы, Адель! Знаешь ли ты, что и слово страсти означает - страдания? И
неужели ты искренне веришь, что в обычной любви мужчин, столь бурной с
виду и столь слабой в действительности, есть хоть сколько-нибудь
страдания? Нет, любовь духовная длится вечно, ибо существо, испытывающее
ее, бессмертно. Любовь - это влечение души, а не тела. Заметь, что тут
ничего нельзя доводить до крайности. Я вовсе не говорю, что тело не имеет
никакого значения в главнейшей из всех привязанностей, а иначе для чего бы
существовала разница между полами и что мешало бы, например, двум мужчинам
пылать друг к другу страстью?"
Адель, в сущности, была довольна, что жених обожает ее, но тревожилась
за будущее. Справится ли она с ролью великой возлюбленной, которую он ей
предназначил? "Виктор, я должна тебе сказать, что напрасно ты полагаешь,
будто я стою выше других женщин..." В самом деле, напрасно страстно
влюбленные мужчины возносят любимую женщину на недоступную ей вершину, -
при таком положении у нее может закружиться голова, и она упадет. Что
касается родителей невесты, они иной раз тоже пугались бурных чувств
жениха. Как-то раз вечером на улице Шерш-Миди, куда Адель умолила
пригласить Виктора, зашел разговор об адюльтере, и тут в словах Гюго
прозвучала настоящая свирепость. Он утверждал, что обманутый муж должен
убить или покончить с собой. Адель возмутилась: "Какая нетерпимость! Ты бы
сам стал палачом, если бы его не нашлось... Что за участь меня ждет?
Право, уж не знаю... Не скрою от тебя: все мои родные испугались...
Когда-нибудь мне придется трепетать перед тобой..." Он подтверждает свою
точку зрения:
"Я спросил себя, прав ли я, и не только не мог осудить свою
недоверчивую ревность, но считаю, что в ней-то и есть самая суть той
целомудренной, исключительной, чистой любви, которую я питаю к тебе и
которую, боюсь, не сумел внушить тебе... Поверь - кто любит всех женщин,
не ревнует ни одну..."
А вот и еще разногласие между ними. Кроме любви, для Гюго значение имел
только его труд, и он пытался привлечь к нему любимую. Но она откровенно
говорила, что ничего не понимает в поэзии: "Признаюсь тебе, твой ум и
талант, который, возможно, есть у тебя и который я, к несчастью, не умею
ценить, не производят на меня ни малейшего впечатления..." Эти слова
вызывали у него улыбку: "Ты говоришь, Адель, что когда-нибудь я замечу,
как мало ты знаешь, и почувствую эту пустоту... Ты мне однажды уже сказала
с очаровательной простотой, что ничего не смыслишь в поэзии... А что такое
поэзия, Адель? Определю в двух словах: поэзия - это отражение добродетели;
прекрасная душа и прекрасный талант почти всегда нераздельны. Ну и вот, ты
должна понимать поэзию, она исходит из души, она может проявляться и в
прекрасном поступке, и в прекрасных стихах..." Пусть же Адель, уничижая
себя, не заставляет его защищать свою будущую жену от нее самой. "Ты
уверяешь, что я понимаю поэзию, - писала она, - но ведь я никогда не могла
написать ни одного стихотворения. А разве стихи не поэзия?.." На это он
терпеливо отвечает: "Когда я сказал, что твоя душа понимает поэзию, я лишь
открыл тебе одно из небесных ее дарований. "Разве стихи не поэзия?" -
спрашиваешь ты. Стихи сами по себе еще не поэзия. Поэзия - в идеях; идеи
исходят из души. Стихотворная форма - это лишь изящная одежда, облекающая
прекрасное тело. Поэзия может быть выражена и прозой; она только
становится более совершенной благодаря прелести и величию стиха..."
Многообещающее начало назидательных уроков в будущие вечера семейной
жизни.
Ради своей любви он принес большую жертву: сблизился со своим отцом. А
ведь ему казалось, что таким образом он изменяет памяти обожаемой матери.
"Я робок и горд, а вынужден просить; я хотел возвысить литературу, а
работаю ради денег; я, любящий сын, чту память своей матери, а забываю
мать, ибо пишу отцу..." Однако при ближайшем знакомстве отец оказался
лучше, чем его рисовала оскорбленная "госпожа Требюше". Генерал Гюго был
очень славным человеком, к тому же он любил поэзию, сам писал новеллы и с
превеликой скромностью считал их недостойными опубликования. Поняв, что
сыновья, вопреки своим обещаниям, не занимаются юриспруденцией, он
милостиво согласился, чтобы они избрали чисто литературное поприще.
Генерал Гюго - сыну Виктору, 79 ноября 1821 года:
"Я прекрасно знал, что ни ты, ни Эжен не проявляете усердия в посещении
лекций, и все ждал, когда же вы мне сообщите причину вашего небрежения. Я
не могу все приписать даже той уважительной причине, какую вы приводите в
свое оправдание, и думаю, что надо искать ее в вашей прирожденной любви к
литературе, в твоей склонности к поэзии, Виктор, - склонности, за которую
я так бранил вашего дядю Жюста, ибо она отвращала его от обязанностей по
службе; склонность эта весьма часто овладевает и мною, но у тебя-то она
оправдана поистине превосходными стихами. Ты зачат не на Пинде, но на
одной из самых высоких вершин Вогезов, в пути из Люневиля в Безансон, и
|
|