|
лонным певцом.
Рональд Грей ввел Флеминга еще в одно приятное общество, которое сыграло
большую
роль в его жизни, в клуб художников в Челси, помещавшийся в старинном доме, в
квартале города, издавна населенном художниками и литераторами. Этот клуб в
принципе был открыт только для людей искусства, но в него входили также
несколько почетных членов, и среди них был Флеминг. Он всю свою жизнь бесплатно
лечил своих одноклубников и в случае надобности добивался, чтобы их поместили в
Сент-Мэри. У него вошло в привычку в свободное время приходить сюда играть в
"snooker" - сложную игру на бильярде, в которой следует белым шаром положить в
лузу большое количество разноцветных шаров. Он играл с большим увлечением, как
сразу же отметили его партнеры, и пренебрегал верными ударами. Он откровенно
радовался каждый раз, когда ему удавалось загнать шар в лузу. Если кто-нибудь
давал ему совет, как играть при данной комбинации, он несколько мгновений
молчал, глядя на стол, а затем играл по-своему совершенно не так, как следовало
бы, и иногда удачно. Больше всего он любил трудные шары. "Я много раз бывал его
партнером, - рассказывает Меррей, - мы с ним выступали против лучших игроков и
выигрывали: как истые шотландцы, мы были полны решимости не дать каким-то
англичанам побить нас".
Грей попросил Флеминга написать картину, чтобы оправдать его зачисление в клуб.
Флеминг ответил, что, к сожалению, он не художник. Грей заставил его взять
кисти
и потребовал написать сцену на ферме. Флеминг с большой неохотой написал корову,
которая совсем не была похожа на корову.
- Спасибо, - сказал Рональд Грей. - Это шедевр и именно то, чего я хотел.
Через некоторое время он повел Флеминга на художественную выставку, где эта
картина висела на видном месте. Автора "Портрета коровы" все это очень
развеселило, тем более что несколько критиков хвалили художника за "искусную
наивность". Он сам слышал, как две весьма благовоспитанные пожилые дамы
обсуждали его картину.
- Может быть, вы и правы, - сказала одна из них. - Это новое искусство, видимо,
имеет какой-то смысл, но я не могу уловить, какой именно.
Флеминг из опасения, что этого недостаточно, попросил одного друга, Э. Дж.
Сторера, купить картину - оплатит же ее он сам, но, вспомнив, что предстоит еще
внести комиссионные за выставочный зал, он передумал. Тогда было решено, что
Сторер только приценится к картине и откажется ее приобрести, заявив, что она
слишком дорогая. Комитет удовлетворился этой комедией, и Флеминг был избран
пожизненно членом клуба. Он посещал его до самой смерти и познакомился там с
большинством крупных художников своего времени. Новая среда нравилась Флемингу,
и он тоже довольно быстро завоевал любовь своих новых знакомых.
Клуб Челси ежегодно давал костюмированный бал, и миссис Дэвис с Рональдом Греем
решили повести туда Флеминга. Но надо было найти ему даму. Художник Стир
предложил пригласить очень красивую девушку Лилли Монтгомери, которая ему
позировала. Флеминг загримировался под негра и был в восторге от бала. В
следующем году он пошел на бал со своим другом доктором Портеусом. Оба надели
красные короткие юбочки и черные чулки, перерядившись в маленьких девочек.
Бактериологи порой умели развлекаться.
В лаборатории Флеминг, помимо обычной работы, продолжал свои собственные
исследования. В 1909 году он напечатал в "Ланцете" прекрасную статью о причине
появления угрей. Затем он внес усовершенствование в реакцию Вассермана,
применяемую для диагностики сифилиса, - он создал реакцию в миниатюре,
пользуясь
очень небольшим количеством крови, взятым из пальца. Больше всего ему нравилось
мастерить всякие приборы, исправлять недостатки аппаратуры при помощи первого
попавшегося под руку предмета, например брючного зажима для велосипедистов.
Постепенно он вырабатывал для себя свою собственную философию исследовательской
работы. Никаких жестких планов. Необходимо продолжать повседневную работу,
стараясь не пропустить ни одного необычного явления и вовремя оценить его
значение.
П
|
|