|
благородно и изящно. Александр Дюма, затянутый в дублет с огромными
ниспадающими рукавами, изображал брата Тициана, Селестен Нантейль -
старого рубаку, Делакруа - Данте, Бари - бенгальского тигра, Альфред де
Мюссе был в костюме паяца, Эжен Сю - в домино. Библиофил Жакоб (Поль
Лакруа) нарядился в остроконечную шапочку и бархатный камзол. Были тут и
барон Тейлор и Бокаж в костюме Дидье из "Марион Делорм". Мадемуазель Жорж,
одетая итальянской крестьянкой, казалась императрицей. Словом, сюда
прислали своих представителей все сословия, все эпохи, все народы были
мобилизованы история, география и прежде всего фантазия. В три часа утра
подали раблезианский ужин. Трудно передать впечатление, которое производил
зал.
"Все перемешалось: бродяги, воины, монахи в рясах с капюшонами,
прически с плюмажами, блюда с дичью, бутылки, окорока, бокалы,
раскрасневшиеся лица перед этим меркнут и брак в Кане Галилейской и
свадьба Гамачо..."
После ужина снова начались танцы. Гости в шумном галопе носились по
квартире, пол "сотрясался от этого бешеного танца. Казалось, - писал далее
"Артист", - будто ты присутствуешь на шабаше, куда с четырех сторон света
прилетели молодые красавицы ведьмы вербовать души для дьявола. Даже самые
серьезные гости заразились этим неистовым весельем".
Одилон Барро, государственный муж, известный своим высокомерием и
сдержанностью, танцевал с Глупостью. В девять часов утра все гости с
музыкантами во главе высыпали на улицу и в последний раз пустились в
галоп, образуя длинную цепь, голова которой уже показалась на бульварах, а
хвост все еще извивался по Орлеанской площади.
Этот неистовый галоп был символичен. Всего десять лет прошло с тех пор,
как молодой человек покинул провинциальный городишко с пятьюдесятью
франками в кармане, твердо решив завоевать Париж. Прошло десять лет, и вот
уже он, и никто другой, увлек все, что есть самого блестящего, умного и
прекрасного в Париже, в эту гигантскую фарандолу. Дизраэли, когда его
спросили, как он представляет себе идеальную жизнь, серьезно ответил:
"Победным шествием от юности к могиле". Дюма идеальная жизнь рисовалась
роскошной фарандолой друзей, отплясывающих в ритме галопа. И вот уже за
ним и впрямь несется целый кортеж, подпрыгивая под аккомпанемент его
скрипок мы будем свидетелями того, как в дальнейшем он соберет вокруг
себя читателей всего мира и они будут жадно внимать его рассказам, таким
же захватывающим и веселым, как эта музыка, - и увлечет их за собой,
переодетых мушкетерами и кардиналами, в бесконечном галопе, который скачет
и поныне.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. БЛУДНЫЙ ОТЕЦ
Провозгласим "ура" в честь этой мелодрамы,
Она вчера до слез растрогала Марго.
Альфред де Мюссе
Глава первая
"НЕЛЬСКАЯ БАШНЯ"
Революции похожи на болезни с коротким инкубационным периодом, но
бесконечно долгим выздоровлением. Первые годы правления нового короля
протекали в неспокойной обстановке, театр от этого страдал. В Париже не
прекращались волнения, в Вандее герцогиня Беррийская вербовала
недовольных повсюду свирепствовала холера, и страх перед заразой вредил
сборам. Тогда никто в точности не знал причин этой грозной эпидемии -
микробы еще не были открыты, но по всему свету от нее умирало множество
людей, возможно, в результате испуга и самовнушения. Врачи запрещали есть
сырые овощи и фрукты.
Дюма в то время, впрочем, как и всегда, испытывал денежные затруднения.
Приятель, который имел привычку упрекать Дюма в мотовстве, был однажды
очень удивлен, увидев, что тот ест огромную дыню-канталупу.
- Какая беспечность! - закричал гость. - Ты ешь дыню? В такое время?
- Мой милый, зато их отдают почти даром.
После чего он заболел холерой, как и все остальные, однако в отличие от
всех излечился, выпив полный стакан эфира. Он уже выздоравливал, но еще не
вставал с постели, когда ему нанес визит остроумный и коварный Феликс
Арель, директор Порт-Сен-Мартен.
- А, это вы, Арель? - приветствовал его Дюма. - Не боитесь холеры?
- Эпидемия кончилась.
- Вы в этом уверены?
- Она перестала окупать себя, и ей пришлось свернуться, - ответил
Арель. - Ах, друг мой, сейчас очень подходящий момент, чтобы предпринять
новую постановку... Успокоившись, публика накинется на развлечения, и это
самым благоприятным образом отразится на театре... Дюма, напишите для меня
пьесу.
|
|