|
принимали бы квазивосточные привычки Дюма, было очень просто жить с ним.
Он требовал лишь одного - уважения к своему труду. Во всем остальном он
был добр до слабости. С тех пор как у него завелись деньги, он стал
кормить своих нынешних любовниц, бывших любовниц, их семьи, своих детей,
друзей, соавторов, льстецов. Это составляло целую орду нахлебников, часто
неблагодарных. Когда не знали, где пообедать, говорили: "Пойдем к Дюма".
Его обычно заставали за работой. На каминной Доске лежали последние
луидоры, оставшиеся от гонорара.
- Дюма, мне нужны деньги, я их возьму, хорошо?
- Пожалуйста.
- Я верну их вам через неделю.
- Как вам будет угодно.
Он любил устраивать развлечения и участвовать в них. Король Луи-Филипп
как-то дал костюмированный бал. Незадолго до карнавала Бокаж и все друзья
принялись уговаривать Дюма, который после первых успехов в театре стал
набобом от литературы и которому очень нравилась эта роль, в свою очередь,
дать бал у себя дома. "У вашего бала, - уверяли друзья, - будут два
преимущества: не придут те, кто ходит к королю, и не будет Академии".
Препятствие заключалось в том, что в квартире Дюма было всего четыре
комнаты, а нужно было пригласить по меньшей мере четыреста человек. К
счастью, на той же лестничной площадке пустовала квартира, единственным
украшением которой были голубовато-серые обои. Дюма попросил у хозяина
дома разрешения использовать ее для праздника и получил согласие.
Оставалось только подготовить помещение.
Самые прославленные художники того времени: Эжен Делакруа, Селестен
Нантейль, Декан, Бари, братья Жоанно, кузены Буланже были друзьями Дюма и
участвовали в оформлении помещения. Каждый должен был написать картину на
сюжет из произведения кого-нибудь из приглашенных писателей. Театральный
декоратор Сисери затянул стены холстом, и за несколько дней до праздника
художники приступили к работе. Пришли все, кроме Делакруа, который
появился только в последний день и, импровизируя, создал за несколько
часов великолепную композицию.
Оставалось решить еще один вопрос, впрочем, самый важный, по мнению
Дюма, очень-гордившегося своим поварским искусством и умением угостить, а
именно - составить меню ужина. Дюма, разумеется, сразу пришла мысль
сделать основой угощения дичь, которую он сам настреляет, - как говорится,
"и дешево и сердито". Он получил у Девиолена разрешение на охоту в
государственных лесах, отправился туда с несколькими друзьями и привез
девять косуль и трех зайцев.
Как и в день своего первого приезда в Париж, он решил обеспечить
остальное меню путем товарообмена. Он послал за знаменитым ресторатором
Шеве, и тот согласился за трех косуль поставить ему либо семгу весом в
тридцать ливров, либо севрюгу в пятьдесят. Четвертую косулю обменяли на
гигантское заливное, а пять оставшихся зажарили и подали на стол целиком.
Заботу обо всех остальных приготовлениях возложили на хозяйку дома, то
есть на Белль Крельсамер.
Она постановила, что маскарадный костюм или хотя бы венецианское домино
обязательны для всех приглашенных. Самые прославленные и красивые актрисы
Парижа обещали прийти. Светские женщины выпрашивали приглашения. К семи
часам вечера Шеве соорудил буфет, достойный трапезной Гаргантюа. Три сотни
бутылок бордо подогревались, три сотни бутылок бургундского охлаждались,
пятьсот бутылок шампанского стояли на льду. В обеих квартирах, утопающих в
цветах, играли оркестры.
К полуночи, когда съехались все гости, бал являл собой удивительное
зрелище. Там были все великие люди Парижа, не только художники, писатели и
актеры, но и такие серьезные люди, как Лафайет, Одилон Барро, Франсуа
Бюлоз из "Ревю де Де Монд", доктор Верон из "Ревю де Пари". Мадемуазель
Марс, Жоанни, Мишло, Фирмен явились в костюмах, в которых они играли в
"Генрихе III и его дворе". Молодые актрисы были вне себя от счастья, когда
за ними ухаживал Лафайет, и в один голос твердили, что он, должно быть,
такой же галантный и любезный, каким бывал до революции 1789 года на
придворных балах в Версале. Россини, одетый Фигаро, соперничал в
популярности с Лафайетом.
Никакой фантазии не хватит вообразить, что это был за бал. Газета
"Артист" писала:
"Будь вы принцем, королем, банкиром, имей вы цивильный лист в
двенадцать миллионов или даже миллиардное состояние, - все равно вам не
удастся устроить такой блестящий, такой веселый, такой неповторимый
праздник. У вас будут более просторные апартаменты, лучше сервирован ужин,
а может, и лакеи у дверей... Но ни за какие деньги вам не купить этих
импровизированных фресок кисти лучших мастеров и не собрать такой молодой
и озорной компании художников, артистов и других знаменитостей. И главное,
у вас не будет искренней и заразительной сердечности нашего первого
драматурга Александра Дюма..."
Справедливые слова. Какой миллионер мог бы приобрести эти комнаты,
расписанные, как лоджии Рафаэля? Кто еще мог бы собрать в своем доме
столько красавиц и великих людей? Белль Крельсамер в костюме Елены Фурман,
с широкополой черной шляпой, украшенной белыми перьями, выглядела
|
|