|
пошла к ней! О, если бы только он слышал тогда, что говорила она и что -
я!"
Мелани Вальдор - Александру Дюма, 10 декабря 1830 года:
"И вдали от тебя я думаю только о тебе и чувствую, что жизнь уходит от
меня с каждым днем. Поверь, я ни в чем тебя не упрекаю. Ты любишь меня,
только меня. Но твоя бесхарактерность убивает меня, а я боюсь умереть.
Временами я так плохо себя чувствую. О, воображаю, что станет с тобою,
когда ты не сможешь уже воскресить меня и искупить свои ошибки силою
любви, когда я не смогу уже ни простить, ни благословить тебя. О Алекс,
хотя бы из жалости к себе прими сейчас решение, которое тебе все равно
придется принять позже: выбери одну из нас.
Есть в этой двойной интриге нечто ужасное, и не тебе с твоей редкой
душой мириться с этим. Ты страдаешь, ты разочарован во всем, в двадцать
семь лет твоя жизнь испорчена, и ты готовишь себе будущее, которое всецело
противоречит твоим наклонностям и твоим представлениям о счастье!
Я сама толкнула тебя на это, но ты еще можешь вернуться ко мне.
Доверься мне. Я буду для тебя всем, чем ты пожелаешь. Я ни в чем не буду
стеснять твоей свободы: ты будешь дарить мне лишь то, что повелит тебе
твое сердце, ты никогда не услышишь от меня ни слова упрека, ты не будешь
знать ни ссор, ни капризов и будешь счастлив. Но, Алекс, о мой Алекс,
Мелани Серре не должна стоять между нами: она преследует меня, как
призрак, она отравляет мой покой, мои надежды, она убивает меня, а ты не
замечаешь этого. Неужели у тебя не хватит сил порвать с ней, когда на
карту поставлена моя жизнь?.."
Белль Крельсамер ждала ребенка от Дюма. Мелани об этом знала.
"Напиши ей, умоляю тебя, напиши ей, мой Алекс, и непременно покажи это
письмо мне. Обещай ей деньги, внимание, свое покровительство, уважение,
дружбу - все, кроме любви твоей и ласк! Они принадлежат мне, мне одной -
или же Мел(ани) Серре и ей одной. Но если так, тогда прощай, мой Алекс,
прощай навсегда! Жива я буду или мертва - мы разлучимся навеки..."
И еще письмо:
"Ах, эти бесконечные визиты... Мне рассказывают о ней, о том, что она
вот-вот разрешится от бремени. О Господи, куда бежать, куда скрыться от
этого? И еще - она играла в "Генрихе III" и была отвратительна. Но ведь ты
видел ее игру и ты все еще любишь ее! Ты говорил мне, что она перестанет
тебе нравиться с того самого момента, как ты увидишь ее на сцене. О, как
ты жесток! Какой позор моя любовь к тебе и как я презираю себя!
Но Мел(ани) Серре уже не молода. Ты говоришь: "Она далеко не молода и
не очень красива", - чтобы успокоить меня. Но какое все это может иметь
значение, если ты находишь ее молодой и красивой, если ради нее ты губишь
меня? О, убивай меня, я буду тебе только благодарна, потому что я совсем
потеряла голову. Прощай, прощай, будь счастлив с ней..."
5 марта 1831 года Мелани Вторая произвела на свет девочку, которую
назвали Мари-Александрина. Так как у Белль Крельсамер остался от
предыдущей мимолетной связи на руках сын, которому уже исполнилось шесть
лет, дальновидная мать потребовала, чтобы Дюма официально признал их дочь,
и добилась своего. Через сорок восемь часов после рождения ребенка все
необходимые формальности были выполнены. Автор "Антони", выступивший в
защиту незаконнорожденных детей, не мог отказаться дать имя собственным
детям. Дюма был добр, но беспечен. Вот уже семь лет, как он забывал
признать своего сына Александра. Теперь он захотел исправить эту
несправедливость.
Александр Дюма - нотариусу Жану-Батисту Моро:
"Сударь, я прошу Вас оформить необходимые документы, дабы признать моим
ребенка, зарегистрированного 27 июля 1824 года в мэрии на Итальянской
площади под именем Александр.
Мать: госпожа Лабе ( ic!). Отец - неизвестен.
Я хочу провести усыновление так, чтобы об этом не узнала мать. Полагаю,
что это возможно.
Мое полное имя: Александр Дюма Дави де ля Пайетри. Университетская
улица, 25.
Дело это не терпит отлагательства: я боюсь, что у меня отнимут ребенка,
к которому я очень привязан. Соблаговолите рассказать лицу, передавшему
Вам это письмо, какие дальнейшие шаги надлежит предпринять. Я полагаю, что
понадобится свидетельство о рождении если так, его вам принесет то же
лицо. Прошу Вас, сударь, принять мои уверения в глубочайшем почтении.
Алекс.Дюма".
Когда в мае 1831 года состоялась премьера "Антони", Мелани Вальдор,
которая была прообразом Адели д'Эрве и знала об этом, получила от автора
билеты в ложу бенуара со следующей запиской:
"Посылаю вам, мой друг, семь билетов. Не смог занести их лично, так как
должен был присутствовать на одном важном государственном совещании. Я
|
|