|
вспоминать лишь Алекса, любящего и благородного, который скорее почел бы
себя виновным, чем заподозрил меня... О, тот Алекс был моей радостью, моей
гордостью, моим Богом, моим кумиром. Да, я убила его, это так, но убила,
потому что любила слишком сильно: так обезьяны убивают своих детенышей,
сжимая их слишком сильно в объятиях...
Умоляю вас, Алекс, дайте мне возможность считать вас лучшим и
благороднейшим из людей. Не допустите, чтоб любовь моя обратилась в стыд и
раскаяние пусть я найду в вас оправдание моих безумств, моих ошибок и не
только ошибок. Будьте добры и великодушны. Отбросьте ненужную гордыню,
которая не позволяет вам выслушать и слово упрека... и будьте
снисходительнее ко мне. Ибо от кого, о Господи, мне ждать жалости и
снисхождения, как не от вас? И еще, я не знаю наверное, но опасаюсь, что,
если вы будете присутствовать при моей кончине, ваши уста, вместо того
чтобы покрыть меня поцелуями, произнесут горькие слова упрека, и слова эти
лишат меня покоя и там. Сжальтесь, на коленях прошу вас о милосердии, -
иначе вы не человек..."
Здесь на сцену выступает третье действующее лицо, которое будет играть
по отношению к Мелани Вальдор и Дюма ту же роль, что доктор Реньо по
отношению к Жорж Санд и Жюлю Сандо. Лицо это - доктор Валеран. Врач,
наперсник поссорившихся влюбленных, становится одной из традиционных масок
романтической драмы.
Завещание Мелани Вальдор - доктору Валерану:
"Понедельник. 22 числа, 11 часов утра.
Я хочу получить от него, до того как он покинет меня:
Мои письма, чтоб их перечитывать, и мой портрет.
Нашу цепочку и наш перстень.
Его часы, которые я у него куплю.
Его бронзовую медаль.
"Молитву", "Озеро", "Ревность".
Кольца, сплетенные из волос бедного Жака.
Его печатку.
Если я умру, я хочу, чтобы все, за исключением портрета, погребли
вместе со мной на кладбище Иври, рядом с могилой Жака. Я хочу, чтобы на
моей могиле установили простую плиту белого мрамора, на которой сверху был
бы высечен день моей смерти и мои годы. Ниже: ara di le, o di morte!
[Либо - ты, либо - смерть! (ит.)] и по углам плиты - четыре даты:
12 сентября 1827 года (день объяснения в любви),
23 сентября 1827 года (день моего падения),
18 сентября 1830 года (день отъезда Дюма из Жарри),
и 22 ноября 1830 года (день предполагаемого самоубийства Мелани).
Эти четыре дня, и только они, решили мою участь и мою жизнь.
Я хочу также, чтобы моя мать, пока она жива, ухаживала за геранью,
посаженной на моей могиле, и я прошу мою дочь, когда она станет большой,
заменить свою бабушку. Я хочу, чтобы меня не обряжали в саван, а надели бы
голубое платье и желтый шарф. Шею пусть обовьют нашей черной цепочкой... Я
хочу, чтобы его часы и наш перстень положили мне на сердце вместе с нашей
сломанной геранью. В ногах пусть положат его стихи и нашу переписку.
Мой портрет я оставляю матери. Мои волосы - ему, если он когда-нибудь
выразит желание их иметь, а также рисунки Буланже и Жоанно, Лауре - мою
цепочку и браслеты, Анриетте - кольца, моей дочери - сердолики... Альбом -
ему, если он захочет его взять..."
Мелани Вальдор было суждено на сорок один год пережить и это
романтическое завещание и роковой разрыв. В театре Порт-Сен-Мартен вовсю
шли репетиции "Антони", а она умоляла доктора Валерана повидать Дюма:
"Милый и добрый доктор, я так исстрадалась, что должна написать вам,
потому что вы по крайней мере сочувствуете моим страданиям. Увидите ли вы
его сегодня? Умоляю вас, постарайтесь повидаться с ним. Если его нет дома,
значит он в Порт-Сен-Мартен. Пошлите ему свою карточку, и он вас примет...
Умоляю вас, повидайтесь с ним. Пусть я хотя бы увижу человека, который
видел его. Увы, напрасно я ждала его вчера и позавчера. Он обещал мне
прийти, и я положилась на его честь, поскольку не могла положиться на его
любовь. Но раз он не пришел после того потрясения, когда я вновь увидела
его таким, каким знала всегда - лучшим из людей, - разве этим он не
признался окончательно, что бросил меня и что лишь боязнь моей смерти
привела его ко мне? Боже милостивый, почему я не умерла? Но это не
заставит себя ждать.
Я все еще тешусь и обманываюсь мыслью, что он меня любит, хоть и знаю,
что это безумие. Ему - любить меня! Боже милостивый, человек, который
может любить госпожу Кр(ельсамер), никогда не любил меня. Вы еще плохо
знаете ее, эту госпожу Кр(ельсамер)! Но когда-нибудь вы ее узнаете, и он
тоже узнает. О, верить госпоже Кр(ельсамер) больше, чем мне! Жертвовать
моей жизнью ради поцелуев без любви, поцелуев, которые она готова продать
тому, кто за них дороже заплатит, как только она потеряет надежду выйти за
него замуж!
О Господи, почему он не спрятался где-нибудь у нее в тот проклятый
день, когда я настолько потеряла голову, что, забыв о чести и достоинстве,
|
|