|
АНТОНИ
1830-й. Решающий год для романтической школы. Революции в литературе
эхом откликнулась революция на улицах. Бурная эпоха, когда бои шли повсюду
- в залах театров, на баррикадах и даже в семьях: ведь романтики обязаны
испытывать великие страсти. То было время, когда Сент-Бев ухаживал за
госпожой Гюго, когда будущая Жорж Санд ушла от барона Дюдевана, когда
Альфред де Виньи отчаянно добивался любви Мари Дорваль, когда Бальзак,
устав от Дилекты, готов был воспылать страстью к неуловимой маркизе де
Кастри. Жизнерадостный Дюма сам нисколько не страдал, но он не мог не
следовать за модой. И вот, чтобы не отстать от других, он тоже сделался
ревнивцем. К кому же ревновать? Да к капитану Вальдору, смиреннейшему мужу
своей любовницы.
И вот однажды, когда Мелани (после продолжительных супружеских каникул)
получила от почтенного офицера письмо, в котором тот сообщал, что вскоре
приезжает в Париж на побывку, Дюма помчался в военное министерство
упрашивать служившего там друга аннулировать отпуск. "Я чуть было не сошел
с ума", - говорил он. Однако мучения он испытывал лишь на словах. К тому
же муж так и не приехал, и комедия эта разыгрывалась еще не раз.
Александр Дюма - Мелани Вальдор:
"Если б только Господь услышал твои слова, любовь моя, когда ты
говорила, что твой супруг, возможно, не приедет в январе! О, если б он
услышал тебя, и тогда бы ты снова увидела меня счастливым и довольным! Ты
не знаешь, насколько я сжился с иллюзией, что ты моя и только моя. Я не
могу и помыслить о том, что тобой может обладать другой: нет, нет, мне
кажется, что ты принадлежишь мне, только мне, а его возвращение разрушит
эту иллюзию... О, повтори еще раз, почему ты думаешь, что он не сможет
приехать в январе: скажи мне, какая фраза в его письме заставила тебя это
предположить? Я бы предпочел, чтобы ты провела полгода в Жарри, тому,
чтобы он приехал хотя бы на два дня в Париж! Там, в Жарри, я не смогу
видеть тебя, но там ты будешь одна, а здесь!..
О любовь моя, если б твой план мог осуществиться и ты сняла бы для мужа
комнату в отеле, как я был бы счастлив!.. Ты не можешь понять, какие
терзания я буду испытывать вдали от тебя, в одиночестве, зная, что в одной
постели, совсем рядом... О муки!.. Ангел мой, жизнь моя, любовь моя,
сделай так..."
Сам Дюма не упускал случая обмануть свою томную Мелани, в то же время
продолжая разыгрывать романтические страсти. Он пишет Мелани об их
"неистовых, жгучих поцелуях", угрожает слить воедино "Любовь и Смерть" и
даже убить ее супруга, капитана-консорта, отнюдь не заслужившего подобной
жестокости. На деле же он вполне довольствуется тем, что надоедает
Военному министерству бесконечными Просьбами не переводить Вальдора ни в
Париж, ни даже в Курбевуа, так как это слишком близко от Парижа.
"Необходимо добиться его производства в майоры, моя любовь. У нас нет
другого способа удалить его..." Великолепный сюжет для бальзаковского
романа: "Как военные добиваются повышения".
Александр Дюма - Мелани Вальдор:
"Наконец ты поняла меня: ты узнала, что такое любовь, потому что ты
познала ревность. Что может сравниться с ней? Какие дураки эти богословы,
выдумавшие ад с его телесными муками! Мне жаль их! Для меня ад видеть тебя
в объятьях другого! Проклятье! Одна мысль об этом может довести до
преступления!.."
И в стихах (отвратительных):
Ты нежностью своей пьянишь меня напрасно:
За этот светлый день я заплачу тоской,
Когда в других руках, холодных и бесстрастных,
Потухнет завтра трепет твой.
Но, ревностью томясь, познав ее отраву,
Тебя я не смогу презреньем наказать:
Слова пред алтарем другому дали право
Тобой до гроба обладать.
Словами этими ты пропала навечно
Те ласки, что теперь запретны для любви.
Когда в супружестве утрачен жар сердечный,
Вступает долг в права свои.
Литературщина? Конечно, но тем не менее она вызвала к жизни "Антони",
драму, сыгравшую большую роль в истории театра, потому что это была драма
не историческая, а современная, и в ней впервые на сцене появилась
женщина, совершившая прелюбодеяние, - образ, который потом более чем на
столетие оккупирует французскую сцену.
Александр Дюма - Мелани Вальдор:
"В "Антони" ты найдешь многое из нашей жизни, ангел мой, но лишь то,
чего никто, кроме нас с тобой, не знает. А раз так, какое это имеет
|
|