Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Перрюшо Анри :: Анри Перрюшо - Жизнь Сёра
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-
 
И напротив, они бледнеют и становятся серыми, если их сочетать. С другой 
стороны, цвет, 
общий для двух красок, теряет в интенсивности при сопоставлении его с двумя 
этими 
цветами; например, фиолетовый и оранжевый кажутся менее красными, что несложно 
объяснить: фиолетовый, в соответствии с законом о дополнительных цветах, 
усиливает 
желтый цвет в оранжевом, а оранжевый - голубой в фиолетовом... К этим 
контрастам 
цветов добавляются все контрасты тонов, которые происходят из большей или 
меньшей 
светосильности красок, либо более бледных, либо более темных. Тон становится 
более 
темным, соседствуя с более светлым тоном, и наоборот.
      Таким образом, цвета как такового не существует; он существует лишь в 
соотношении с окружающими цветами. Выводы Шеврёля открывали перед Сёра 
бесконечные перспективы в области живописи. Он вдруг понял, насколько верно 
высказывание Делакруа: "Дайте мне уличную грязь, и я сделаю из нее плоть 
женщины 
самого восхитительного оттенка".
      Изучая в Лувре великие творения с точки зрения законов Шеврёля, он вскоре 

пришел к выводу, что эти законы были предугаданы некоторыми художниками, в 
частности Делакруа, однако применяли они их, естественно, робко, неосознанно. И 

Делакруа, конечно же, смутно это ощущал, ибо заявил однажды: "Я ежедневно 
убеждаюсь в том, что плохо знаю свое ремесло".
      Теперь Сёра уверен: вопрос, который он перед собой ставит, не останется 
без 
ответа, и поиски ответа будут задачей всей его жизни, задачей, за решение 
которой он 
возьмется с присущей ему упорной методичностью. Прежде чем изучить контрасты 
цветов, он изучит контрасты тонов, и в первую очередь самых элементарных - 
белого и 
черного; прежде чем разработать науку о живописи, он возьмется за науку о 
рисунке.
      В самом деле, мог ли у Лемана быть ученик более вдумчивый, чем Сёра? 
Однако 
результаты последнего, по крайней мере если судить по тому, как их оценивает 
Леман, 
скорее удручают. В момент поступления в школу в начале 1878 года, когда Сёра 
был 
принят на отделение живописи, он занял 19 марта лишь шестьдесят седьмое место 
из 
восьмидесяти кандидатов. На летнем конкурсе 13 августа он по-прежнему находится 
в 
конце списка, занимая семьдесят третье место. И только через полгода, на 
конкурсе 18 
марта 1879 года, его положение улучшится, и он поднимется на сорок седьмое 
место 1.
           1 Из школьного досье Сёра, приведенного Робером Реем.
      
      Не следует обвинять Лемана в близорукости. Будучи преподавателем, он 
занимался 
своим преподавательским ремеслом. Мог ли он предвидеть, кем станет Сёра в 
будущем? 
Художественное творчество - это мир, имеющий мало общего со школьными 
экзерсисами, мир, где участвуют тысячи фактов, иногда самых удивительных и 
неожиданных, мир, зарождающийся благодаря стечению самых разнообразных 
компонентов, дарований и обстоятельств, качеств и добродетелей, иногда и 
недостатков, 
даже пороков, только определенное сочетание которых, непредсказуемое как само 
по 
себе, так и по своим результатам, позволяет явиться на свет зрелым творениям 
человеческого гения. Подобные шедевры, если сравнить их с многообразием 
предпринимаемых попыток, остаются бесконечно редким явлением. Закон мира - это 
неудача; успех всегда исключение, своего рода чудо. Действительно, в этой 
области дело 
обстоит так же, как и в жизни, в природе, где миллионы зародышей должны 
погибнуть, 
чтобы один из них превратился в плод. И если есть в юности некая патетика, то 
она 
происходит именно из этого - из уверенности в том, что большая часть занимающих 
умы 
молодых людей мечтаний так никогда и не сбудется.
      Мечта, не дающая Сёра покоя, обладает тем преимуществом, тем несравненным 

жизненным началом, что она проступает из всех пор его существа и питается этой 
живительной субстанцией. А кроме того, у нее есть и другое не менее 
значительное 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-