Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары людей искусства :: Перрюшо Анри :: Анри Перрюшо - Жизнь Сёра
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-
 
- Мишелем-Эженом Шеврёлем.
      Шеврёль родился до Французской революции, в 1786 году, и ему уже 
девяносто 
два года. Однако этих лет ученому никак не дашь - с таким рвением и пылом он 
продолжает работать. За свою весьма продолжительную карьеру он сделал массу 
открытий (например, изобрел стеарин, используемый для изготовления свечей), 
проявлял 
интерес к самым разным областям знаний. До сих пор, несмотря на свой преклонный 

возраст, Шеврёль возглавляет Музей естественной истории и заведует красильным 
отделом на мануфактуре Гобеленов. И пусть те, кто мечтает сменить его на этом 
последнем посту, не слишком торопятся: он оставит его только тогда, когда ему 
исполнится девяносто семь лет. Именно назначение его на эту должность полвека 
назад и 
привело ученого к написанию труда, заинтересовавшего Сёра, - "О законе 
одновременного контраста цветов", - опубликованного вместе с атласом в 1839 
году 1.
           1 Полное название книги читается следующим образом: "О законе 
одновременного контраста 
цветов и об ассортименте окрашиваемых предметов, рассматриваемом в соответствии 
с этим законом в его 
связях с живописью, коврами Гобеленов, тканями Бове для мебели, коврами, 
мозаикой, цветными 
витражами, набиванием тканей, печатью, раскраской, украшением зданий, одеждой и 
садоводством".
      
      "Как только я был приглашен возглавить красильное дело королевских 
мануфактур, - пишет Шеврёль в предисловии, - я понял, что эта должность 
налагает на 
меня обязательство придать красильному делу основания, коих оно было лишено, и 
что 
поэтому мне следует заняться точными исследованиями, о количестве, но не о 
многообразии которых я догадывался; однако более всего осложняло мое положение 
то, 
что ввиду задач, поставленных передо мной администрацией в качестве 
первоочередных, 
я был вынужден распределить свою работу совсем не так, как если бы был свободен 
от 
всяких обязательств. Пытаясь обнаружить причины жалоб на качество некоторых 
красок, 
приготовляемых в красильной мастерской Гобеленов, я вскоре убедился в том, что 
если 
жалобы, касавшиеся недостаточной стойкости голубых и светло-фиолетовых, серых и 

темных тонов, были обоснованны, то другие, в частности те, что касались 
неудовлетворительной крепости черных тонов, используемых для нанесения теней на 

голубые и фиолетовые сукна, не имели под собой оснований, так как, раздобыв 
шерсть, 
покрашенную в черную краску в самых известных мастерских Франции, а также за 
рубежом, и удостоверившись в том, что она ни в чем не превосходит шерсть, 
покрашенную у Гобеленов, я понял, что неудовлетворительная крепость черных 
тонов 
объясняется соседствующим с ними цветом и относится к феномену контраста цветов,
 
мне стало ясно: чтобы успешно справиться с обязанностями директора красильных 
мастерских, придется заняться двумя совершенно различными темами: первая - это 
контраст цветов, рассмотренный во всей его совокупности либо под теоретическим 
углом 
зрения, либо с точки зрения практического применения; вторая касалась 
химической 
части красильного дела. В самом деле, таковы были два центра, к которым 
сходились все 
мои исследования за последние десять лет..."
      Труд Шеврёля дает Сёра ключевые элементы. Ученый сформулировал законы 
контраста цветов, законы, которые могут показаться достаточно сложными, но в 
действительности весьма просты.
      Цвета солнечного спектра (их три), называемые основными - синий, красный 
и 
желтый, - при смешивании дают другие, так называемые составные цвета: смешивая 
синий и красный, получают фиолетовый, синий и желтый дают зеленый, желтый и 
красный - оранжевый. Основной цвет, не входящий в составной, является его 
дополнительным цветом. Так, желтый - дополнительный к фиолетовому, красный - к 
зеленому, синий - к оранжевому, и наоборот. Откуда это название - 
дополнительный? 
Дело в том, что всякий цвет окрашивает то, что находится с ним рядом: желтое 
пятно на 
белом фоне придает фиолетовый оттенок белизне.
      Поэтому, расположенные рядом, два дополнительных цвета усиливают друг 
друга. 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-