|
"неподдельной
трезвостью" 3 он рассматривает проблему, сразу же добираясь до ее сути и
выдвигая в
пользу найденного им решения неопровержимые доводы.
1 Верхарн.
2 Верхарн.
3 Цитируется Джоном Ревалдом.
То, что в других обстоятельствах вызывало у них раздражение, теперь
забывается:
и надменность Сёра, и его подозрительность, и неприступный, почти высокомерный
вид,
который иногда принимает этот угрюмый молодой человек.
Они видят перед собой лишь художника с развитыми в одинаковой степени и
тесно
связанными одна с другой способностью к умозрительным построениям и творческой
одаренностью и не знают, чем восхищаться больше - то ли безошибочной логикой, с
какой он излагает свои теории, то ли его кистью, мастерски их воплощающей.
IV
ПАРАД
Ученье и бденье,
От мук не уйдешь.
Рембо
Весной 1887 года группе импрессионистов должны были представиться две
возможности показать свои работы.
В то время как Сёра и его молодые товарищи энергично готовились к
ближайшей
Выставке независимых, Писсарро в свою очередь отбирал полотна, которые
собирался
послать в мае на шестую Международную выставку в роскошной галерее Жоржа Пти.
Он
был туда приглашен и, проявляя смелость, намеревался выставить там лишь
написанные в
дивизионистской манере картины. Таким образом, можно будет сопоставить эти
полотна с
полотнами "романтических" импрессионистов, также участвующих в Международной
выставке: Ренуара, Моне, Сислея, Берты Моризо... Решение Писсарро показать одну
"точку" раздражало Жоржа Пти не меньше, чем Моне и Ренуара. Всюду-то эти "нео"
должны противопоставить себя всем остальным...
В начале года его работы могли появиться на выставке, организованной Ван
Гогом
в ресторане "Ла Фурш" на авеню Клиши. В самом деле, Ван Гог думал привлечь к
этой
попытке устроить народную выставку 1 Сёра и Синьяка, однако при одном лишь
упоминании имени последнего Эмиль Бернар пришел в ярость. Либо Синьяк, либо он,
но
никак не вместе. Несмотря на увещевания Ван Гога, Бернар не уступил, и это
весьма
опечалило голландца:
1 См. "Жизнь Ван Гога", ч. III, гл. 2; "Жизнь Тулуз-Лотрека", ч. II,
гл. 1; "Жизнь Гогена", ч. II, гл. 1.
"Мой дорогой дружище Бернар... коли ты поссорился с художником и потому
говоришь: "Если Синьяк выставится там же, где я, то заберу свои полотна" - и
коли ты
его поносишь, мне кажется, что ты поступаешь не лучшим образом... И раз уж ты
все-таки
понял, что Синьяк и другие, которые пуантилируют, довольно часто создают при
помощи
своего метода прекрасные вещи, тебе следует вместо того, чтобы поносить их,
особенно в
случае ссоры, отдавать им должное и говорить о них с симпатией. Иначе ты
станешь
сектантом..."
Сёра, Синьяк, Писсарро, однако, пришли посмотреть выставленные в
застекленном
зале ресторана работы Ван Гога, Гогена, Тулуз-Лотрека, Анкетена, Бернара и
Конинга.
Выставка независимых открылась 26 марта в том же Павильоне Парижской
ратуши
на Елисейских полях, где в 1884 году Общество впервые заявило о себе. Сёра,
Синьяк,
Дюбуа-Пилье, Шарль Ангран показали около пятидесяти полотен. Помимо "Стоящей
натурщицы" Сёра выставил также шесть из своих онфлёрских марин (к этому времени
все
|
|